Крупным кадром


Как известно, лучше всех на фотографиях — семейных, групповых, портретных и даже сделанных камерой мобильного — получаются дети. Вместе с тем, как бы парадоксально это ни звучало, именно дети больше всех не любят фотографироваться.
«И это нормально! — уверен фотограф Игорь Губарев. — Значит, малыш — действительно Ребенок, которому гораздо интереснее познавать мир вокруг себя, погружаясь в него как в занимательную игру, а не замирать перед объективом фотоаппарата, принимая эффектные позы. Поверьте, фотографировать таких ребятишек — одно удовольствие!»
За плечами Игоря более 950 фотосессий, так что он знает, что говорит. Чаще всего ему приходится снимать детские группы, когда надо быть и фоторежиссером, и клоуном с фотоаппаратом, а иногда и психологом. Главное в детской фотографии, считает он, показать искренние эмоции и драйв, свойственные этим «вечным двигателям».
Всему свое время
«Для взрослого человека полгода и даже год — это не срок, — говорит Игорь Губарев. — Для ребенка же каждый год — настоящая веха, во время которой он кардинально меняется — и на физическом уровне, и на психологическом».
Детишки до года, например, не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. «Самое главное для таких малышей — это новизна, — поясняет Игорь. — Особенно активно они реагируют на звуки». И с улыбкой добавляет: «Вы не представляете, сколько новых смешных звуков помимо традиционных «мяу», «гав» и «ку-ка-ре-ку» мне приходится изобретать каждый раз, когда я фотографирую грудничков. Но их эмоции — от невероятного изумления до полного счастья — стоят того, чтобы напрягать свою фантазию снова и снова».
Если «модели» от года до трех, лучше всего на съемке «работают» предметы. «В этом возрасте появляются первые любимые игрушки, с которыми ребенок не расстается ни днем, ни ночью. Они становятся первыми участниками его игр, — поясняет фотограф. — Игра может продолжаться довольно долго. А значит, и удачных кадров будет много. Не пускайте все на самотек, а аккуратно направляйте ее ход, разумеется, не забывая при этом постоянно снимать».
Самым интересным или, как это принято говорить у взрослых, продуктивным возрастом для фотосессий Игорь Губарев считает период от трех лет до шести. «В этом возрасте дети активно играют в ролевые игры, — поясняет Игорь. — Их манит творчество, им хочется примерить на себя всевозможные образы. Они готовы быть кем угодно — вагончиком паровозика, шпионом, пиратом и даже медузой. Главное — заинтересовать их. Не просто предложить игру и изо всех сил настаивать именно на вашем сценарии, а чутко уловить настроение и импровизировать. Поверьте, более благодарных и отзывчивых слушателей и участников вы не найдете».
Важно, уверен Игорь Губарев, соблюсти баланс: с одной стороны, ни в коем случае не навязывать свой сценарий, но в то же время четко направлять ситуацию в нужное для фотосъемки русло. В противном случае рассчитывать на хорошие снимки — без скучающих лиц и надутых губ — не приходится.
«Даже если ребенок поначалу не хочет фотографироваться, и не надо. Так и скажите ему, — убежден Губарев. — Дайте малышу почувствовать, что никакого давления нет. Но обязательно добавьте: «Иди, пока посиди, позанимайся своими делами. А когда будешь готов присоединиться к нам — приходи. Мы тебя ждем». Вы не поверите, насколько безотказно работает эта формула». Именно слово «когда» настраивает ребенка на конструктивный лад, подчеркивая, что момент его возвращения обязательно настанет, считает фотограф.
Правила безопасности
Важное условие успеха детской фотосъемки — ее безопасность. Причем как с физической точки зрения, так и с психологической. «Готовясь к фотосъемке, я всегда очень тщательно продумываю не только то, куда поставлю аппаратуру, где закреплю свет и прочие организационные моменты, но и то, как все это разместить, чтобы не подвергнуть детей физической опасности, — говорит Игорь Губарев. — Детская съемка — процесс очень динамичный, поэтому очень важно заранее свести до минимума даже случайную возможность травм».
А еще Игорь убежден в том, что хорошие фотографии получаются тогда, когда ребенок чувствует себя в безопасности психологически. «Лучше всего снимать детей в привычной для них обстановке — дома, в классе, в группе, — делится он опытом. – Если съемка проходит в месте, куда ваш малыш пришел в первый раз, например, это детское кафе или клуб, то я бы посоветовал в первую очередь помочь ребенку освоиться. Вы только представьте: все кругом чужое — чужие стены, громкая музыка, незнакомые взрослые… Я обычно в таких случаях стараюсь отвлечь малыша на какое-то занятие, которое ему привычно и в то же время интересно. С одним мы рисуем зверей, с другим запускаем бумажные самолетики, с третьим путешествуем по залу. Как показывает практика, чтобы снять напряжение у ребенка, нужно минут 10–15, не больше». Зато потом со съемкой, по словам Игоря, никаких проблем не возникает. Малыш не только чувствует себя комфортно, но и, подружившись с фотографом, не стесняется камеры в его руках, ведет себя естественно. А ведь нам это и нужно — чтобы ребенок был самим собой!
Вместе весело играть
Самые выразительные кадры получаются во время совместной игры. Дети и так существа открытые, а когда вокруг них еще и друзья, они, сами того не замечая, раскрываются необыкновенно. Таких эмоциональных и ярких снимков добиться в индивидуальной съемке очень сложно.
Однако снимать игру не так-то просто — здесь, как выясняется, действует медицинский принцип «Не навреди!». «Очень часто мы, взрослые, думаем, что уж про кого-кого, а про детей-то знаем все. Мы учим их, наставляем, направляем. Однако чем дольше я работаю с ребятишками, тем больше понимаю: это мы должны у них учиться — воспринимать мир, строить взаимоотношения и даже сотрудничать, если хотите, — говорит Игорь. — Только на первый взгляд кажется, что их игры спонтанны, а общение строится на «единстве места и действия». На самом деле любая детская группа – это всегда система. И если вы хотите, чтобы фотосъемка прошла хорошо, постарайтесь стать ее частью».
Вариантов участия в такой системе несколько. В определенный момент фотограф может быть наблюдателем — и тогда ему достаточно просто находиться рядом с ребятами, фотографируя их с разных точек и ракурсов. Есть ситуации, когда для съемки приходится в буквальном смысле опускаться до детского уровня — вставать на корточки, чтобы на равных погрузиться в игру. Высший же пилотаж — стать в этой игре заводилой.
«Групповой съемкой нужно управлять. Аккуратно, ненавязчиво, но все же управлять, — поясняет Игорь Губарев. — Как показывает опыт, дети с огромным удовольствием соглашаются играть по твоим правилам, если они не идут вразрез с их интересами». В практике Игоря был случай, когда аниматоры, приглашенные веселить детей на дне рождения, потерпели полный провал только потому, что не проявили чуткости и гибкости по отношению к имениннику и его гостям. Услышав отказ на предложение сыграть в эстафету, они растерялись и стали настаивать. В итоге праздник едва не закончился, не начавшись.
«Игры могут быть самыми разными. Важно учитывать состояние ребятишек, — говорит Игорь. — Активные забавы должны чередоваться со спокойными. Это хорошо для самих детей, потому что в силу особенностей психики они не способны долго заниматься одним и тем же, а значит, будут уставать, капризничать. Хорошо это и для съемки: такой подход дает возможность снимать разные эмоции».
Например, после подвижных игр, во время которых все бегают, прыгают, хохочут — словом, «бесятся», — можно сыграть в спокойную игру типа «испорченного телефона». «Представляете, сколько портретных кадров — с интересными взглядами, выразительными лицами — можно снять во время этой игры? — говорит Игорь. – Да за пять часов съемки столько не получится, сколько за те пять минут, что они шепчут друг другу на ухо загаданное слово!»
Веревочка-смешалочка
Никакие особенные приспособления для групповой съемки не нужны. «Ребятишки готовы все воспринимать буквально — лепить снежки из воздуха и с увлечением кидаться ими, считать тебя невидимым только потому, что ты сказал им, что надел шапку-невидимку и т. д. На одном этом буквализме можно построить всю съемку!» — считает фотограф.
Натолкнул Игоря на эту мысль знакомый клоун, которого вместе с Губаревым пригласили на детский праздник. Хотя торжество и было детским, маленькие гости в отличие от их родителей до этого момента друг друга не знали, а потому сидели на стульях с растерянными лицами. Увидев такой «непорядок», клоун сказал: «Вот я сейчас достану из кармана волшебную веревочку-смешалочку, и вы все сразу от хохота повалитесь на пол!» Каково же было изумление взрослых, когда так и вышло. Стоило артисту вынуть из кармана кусок обычной бельевой веревки, как дети начали смеяться и не могли угомониться минут пятнадцать. «Я только успевал перемещаться от одного к другому и нажимать на кнопку фотоаппарата, — вспоминает Игорь. — Мало того что портреты получились великолепные, так я еще и успел сфотографировать всех детишек без исключения!»