Спички и семечки


4-я Московская биеннале современного искусства начнется 23 сентября и продлится весь октябрь, заняв самые модные площадки города.
Выставочные залы в Центре дизайна ARTPLAY и в пространстве ЦУМ Art Foundation, «Гараж», «Красный октябрь» и «Винзавод», общее кураторство от Петера Вайбеля — художника, теоретика новых медиа, главы ZKM (Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ) и 80 художников из 33 стран мира в качестве участников — размах мероприятия впечатляет.
Главное событие выставки — фильм о пекинском градостроительстве Ай Вэйвэя. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал в XIX веке Некрасов. Нынче проблема выбора между творчеством и гражданской позицией не стоит: одно с успехом дополняет и иногда даже заменяет другое. Политическая биография китайского художника Ай Вэйвэя занимает несколько страниц в самом сжатом ее варианте: он активно боролся с китайской коррупцией и даже сидел за свои убеждения в китайской тюрьме, после чего стал известен, почти как наш Солженицын.
Как и положено революционеру, Ай Вэйвэй начинал свою карьеру с разрушения старого мира: первые его объекты были сделаны из намеренно испорченных старинных китайских артефактов. Потом были поездка (за счет Ай Вэйвэя) 1001 китайца в Кассель — проект назывался Fairytale, поверженный красный коммунистический светильник, карта мира из одежды (идея — Китай как неисчерпаемый источник рабочей силы в швейной промышленности) и 100 млн фарфоровых семян подсолнечника, раскрашенные вручную 1,6 тыс. китайских рабочих, — их рассыпали по полу лондонской галереи Tate. Эксперты считают, что нам повезло больше, чем англичанам: сумасшедшая архитектура современного Пекина гораздо интереснее фарфоровых семечек.
Из необычного также обещают показать карты из пластиковых пакетов и сгоревших спичек, мультипликационные инсталляции, вдохновленные русским авангардом, и даже швейцарских дадаистов. Если вы принадлежите к тем скептикам, которые сомневаются, под силу ли превратить спички в искусство даже самому гениальному художнику, вспомните Венецианскую биеннале 2005 года. Одним из самых запоминающихся ее объектов была люстра из тампонов португалки Жоанны Вашконселош — в образе люстры она воплотила идею вечной женственности. И ничего, несмотря на тампоны, люстра получилась отличная — может, и со спичками все устроится?
4-я Московская биеннале современного искусства
23 сентября — 30 октября