Игорь Левитин пригрозил депутатам недоремонтом


«Правительственный час», на котором Игорь Левитин должен был ответить на претензии депутатов, был организован необычно. В нарушение принятой еще утром повестки дня кроме министра слово было предоставлено еще двум чиновникам: главам Ространсназдора — Александру Касьянову и Росавиации — Александру Нерадько.
Хитрость в том, что время «правительственного часа» строго лимитировано — полтора часа. Так что чем дольше выступали правительственные чиновники, тем меньше у депутатов оставалось времени на замечания.
— Тех, кому вы даете сейчас слово, нет у нас в повестке дня, — возмутился коммунист Николай Коломейцев. — Получается, вы хотите, чтобы мы не задали вопросов?
Председательствующий вице-спикер Олег Морозов ответил, что таковы были устные предварительные договоренности.
Выступления чиновников почти не отличались друг от друга: они обрушили на головы слушателей море статистики о протяженности воздушных, водных и железнодорожных путей, количестве аэродромов, вокзалов и грузовых автомобилей, поведали подробную историю развития служб и ведомств, входящих в Минтранс. Рассказали, в чем суть реформы системы вертикального эшелонирования. И ни словом не обмолвились о последних катастрофах на земле и в воздухе.
— Полный отчет по тому, что произошло в Ярославле, мы давали ежедневно на пресс-конференциях, — довольно резко ответил Левитин на претензию депутатов.
Логика выступающих состояла в том, что раз есть инспекторы на транспорте, то они работают. А если они работают, то, значит, они работают хорошо.
— Отдельные производственные показатели отрасли уже достигли уровня начала 1990-х годов, — гордо доложил Нерадько, — а комплекс принимаемых мер позволил сократить уровень аварийности за последние 20 лет в 10 раз.
— Статистика была бы более впечатляющей, если бы она велась до изобретения аэроплана, — процедил один из депутатов.
В итоге выяснилось, что все беды от того, что транспортная отрасль финансируется недостаточно (в чем отчасти виноваты сами депутаты, принимающие бюджет). Так, 40 млрд рублей, выделенных на 2011 год на модернизацию аэропортов, по словам Левитина, не хватает — нужно не менее 67 млрд в год. Недостаточно быстро растут тарифы на железнодорожные перевозки. Если рост будет заморожен на уровне инфляции, то недоремонт путей составит 26 тыс. км, заявил Левитин.
Мало выделяется денег и для обучения пилотов.
— Мы не можем на действующем тренажере самолета Як-42 имитировать ту ситуацию, обстоятельства которой нам стали известны по результатам контроля, а программное обеспечение тренажера просто не позволяет его доработать, — пожаловался Нерадько. И предупредил, что на следующий год обратится к депутатам с просьбой увеличить бюджет летных училищ на 2 млрд рублей в год.
Все ошибки и просчеты, приведшие к катастрофам, — это единичные ошибки и просчеты «отдельных работников», сделал вывод министр.
— Мне больно и обидно, что безответственность отдельных работников перечеркивает авторитет отрасли, — сказал он.
Со своим мнением выступил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Перед заседанием он заявлял, что будет требовать отставки Левитина, но потом передумал и назвал другого виновника — председателя комитета по транспорту Госдумы Сергея Шишкарева. По словам Жириновского, Шишкарев постоянно лично сдерживал принятие правильных законов и этим поставил всю отрасль под удар.
Как уже писали «Известия», депутат Шишкарев в следующий состав Госдумы скорее всего не попадет — у него непроходное место в региональном списке «Единой России» от Краснодарского края и, по слухам, он до съезда партии (начнется 23 сентября) примет решение о переходе в КПРФ. В окружении депутата «Известиям» прокомментировать эту информацию не смогли.
В конце правительственного часа министр вышел к прессе, предупредив, что ответит только на один вопрос. Этот единственный вопрос задали «Известия»: «Почему вы не уйдете в отставку добровольно?»
Левитин ответил так: он получил предложения от депутатов, которые планирует обдумать и подготовить меры, которые исправят ситуацию. Он уже оглашал их в своем выступлении и просил у депутатов поддержки: надо увеличить финансирование отрасли, а также повысить штрафы за нарушения в сфере транспорта не менее чем в 10 раз. Министр также попросил депутатов как можно быстрее принять проект об обязательных выплатах не менее 2 млн рублей за каждого погибшего в авиакатастрофе.