Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Ни одна страна, ни один народ не могут быть полноценными с таким тяжелым и позорным грузом на плечах

Бизнесмен Шалва Бреус — о том, что должно стать важнейшей целью государства
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тиль Уленшпигель носил в мешочке на груди пепел отца, сожженного инквизицией. «Пепел Клааса стучит в мое сердце», — говорил он в самые трудные минуты жизни, и память об отце помогала ему сохранять силу духа. Сегодня миллионы солдат Великой Отечественной войны числятся без вести пропавшими. Они лежат либо в безымянных захоронениях, либо не погребены вовсе. Их кладбища — поля  сражений, раскинутые на огромных пространствах. И хотя со Дня Победы прошло уже 66 лет, ситуация мало изменилась. Государство по-прежнему централизованно не занимается поиском и захоронением без вести пропавших солдат и офицеров. Этому нет оправдания. Ни одна страна, ни один народ не могут быть полноценными с таким тяжелым и позорным грузом на плечах.

По аналогии представим отдельно взятую семью — родители, дети, внуки, дед, бабушка. Дед умирает — сел под деревцем во дворе и ушел в мир иной. А счастливая жизнь семьи   продолжается как ни в чем не бывало. Только тело деда гниет во дворе, мешаясь под ногами. Рядом играют внуки, родители пьют чай, принимают гостей. Затем умирает бабушка. Та же картина. Через останки как ни в чем не бывало перешагивают родители и перепрыгивают внуки, когда бегут на речку купаться... Мы как эта семья.

Какими вырастут дети в таком доме? Они либо станут выродками, либо не будут уважать своих отцов и не захотят жить в их мире. Недаром каждый призыв в армию напоминает всероссийскую облаву, а удачно «откосить» от армии считается не то что не зазорным, но и достойным зависти поступком. Сегодня любой призывник, вчерашний школьник, может бросить нам в лицо слова Маяковского:

  Вам ли, любящим баб и блюда

  Жизнь отдавать в угоду.

  Я лучше в баре б…м буду

  Подавать ананасную воду.

Но на протяжении десятилетий развивается феномен поискового движения. Зародившись в начале 50-х как стихийное движение одиночек, оно за десятилетия приняло массовый масштаб. В многочисленные поисковые отряды идут люди разных возрастов, но в основном молодежь. Поразительно, как гуманитарное движение, не поддерживаемое никакими политическими или финансовыми силами, сумело пережить все катаклизмы нашей новейшей истории и продолжает активно развиваться. Это существующий рядом с нами параллельный мир, куда люди уходят с головой, как в свое время уходили во «внутреннюю эмиграцию». Какое у них представление об обществе, не нашедшем времени предать земле миллионы своих граждан, погибших за его, этого общества, спасение, остается только догадываться.

Вот выписка с сайта группы военной археологии «Искатель», созданной на базе краеведческого отряда школы № 227 Фрунзенского района города Москвы. Она точно отражает отношение этих людей к обществу, допустившему такое.

«Вся работа проводится силами и средствами, в том числе и финансовыми, членов группы. Никаких средств от государства или других организаций мы не получаем (да уже и не хотим получать). Наша деятельность никак не связана с патриотизмом и не имеет политической окраски. Многие ошибочно считают поисковую работу еще и «патриотической». По нашему мнению, это неверно: поисковая работа скорее АНТИпатриотическая. Разве можно любить государство, которое послало на смерть миллионы людей, а после Победы даже не удосужилось похоронить своих спасителей?... И спустя 65 лет после Победы останки воинов разбросаны по лесам и полям нашей Родины!»

Каков же ответ государства?  В 2007 году был сформирован единственный в России специальный поисковой батальон Минобороны. Затем штат его был урезан. Да и что значит один батальон на миллионы павших. Законодательная база до сих пор несовершенна. Деятельность того же поискового батальона, по оценке Счетной палаты, незаконна. Государственная поддержка  есть в основном результат частной инициативы отдельных чиновников. Чаще всего на местах.

В фильме «Аватар» глава космической бизнес-корпорации никак не может договориться с туземцами и в сердцах восклицает: «А что мы можем им предложить? Наше пиво и джинсы?» Как мы ответим, когда «задумчивые внуки» спросят нас: «Почему вы не предали земле своих собственных отцов?» Предложим им взамен пиво и джинсы?

У нас  периодически вспыхивают дебаты о национальной идее. Когда-нибудь она, наверное, сама возникнет и объединит нацию. А сегодня ее поиск надо начать с простого и очевидного шага: государство должно объявить своей важнейшей целью предание земле погибших на войне. Это не самая приятная работа. Похороны никогда не были удовольствием. Нанотехнологии, Олимпиада и «Сколково» звучат куда выигрышней. Но эту работу надо сделать. Иначе нации невозможно будет сохранить минимальное самоуважение и сохраниться в принципе.

 

Автор — председатель совета директоров ОАО «Волга»

Комментарии
Прямой эфир