Экс-губернатору Дудке дома не сидится


Бывший губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, обвиняемый в получении крупной взятки, просит Мосгорсуд выпустить его из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. Свою просьбу он объясняет тем, что устал жить в полной изоляции от внешнего мира. Кроме того, Дудке запрещено общаться и со своим адвокатом.
Под домашний арест Дудку посадил Басманный райсуд Москвы по ходатайству следователей. Теперь бывший чиновник обязан неотлучно жить в доме в деревне Хомяково Тульской области. Покидать свой дом он может лишь для поездок к следователю на допросы. В условиях ареста суд прописал Дудке жесткие ограничения: нельзя общаться со свидетелями, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи. Кроме того, арестанту нельзя писать сообщения в социальных сетях, а также на интернет-странички правоохранительных органов. Таким образом бывший губернатор не сможет пожаловаться на свою участь российскому президенту или, например, генпрокурору.
Контролирует выполнение условий домашнего ареста Дудки специальное подразделение МВД и делает это неожиданно и негласно. Сам бывший чиновник никогда не узнает, в какой именно момент он попадал под контрольную проверку. Если в этот момент оперативники заметят, что Дудка нарушил условия домашнего ареста, суд изменит ему меру пресечения на более строгую.
Защита Дудки считает постановление о его домашнем аресте незаконным и необоснованным и грубо попирающим его конституционные права.
— Постановление о домашнем аресте составлено некорректно, в нем есть ограничения, не предусмотренные законом, поэтому мы просим отменить его, — рассказывает адвокат чиновника Владимир Жеребенков.
По словам защитника, в ограничениях должны быть четко прописаны люди, с которыми можно общаться «арестанту». Как правило, это близкие родственники и адвокаты.
— В нашем случае следователи забыли вписать адвоката, поэтому Дудка фактически оказался лишен права на защиту, и это противоречит Конституции РФ, — считает Жеребенков.
Басманный райсуд также запретил Дудке выступать с заявлениями и обращениями в СМИ, в том числе и в электронные.
— Это значит, что мой подзащитный не может отсылать официальные обращения и жалобы через интернет в прокуратуру и Следственный комитет. Это противоречит Уголовно-процессуальному кодексу и другим законам, — объясняет адвокат.
Сам Дудка и его защитник надеются на то, что Мосгорсуд пойдет им навстречу и заменит домашний арест на подписку о невыезде.
— Мой подзащитный никогда не пытался скрываться от следствия и готов с ним сотрудничать, потому что все обвинения в свой адрес он считает оговором, — говорит адвокат.
Следователи утверждают, что домашний арест для них является весьма комфортной мерой пресечения.
— Домашний арест удобен тем, что его не нужно продлевать в суде, каждый раз собирая веские основания. Кроме того, не требуется заказывать конвой, потому что арестант сам ходит на допросы, — объясняет один из следователей СКР.
Домашний арест также может быть использован и как инструмент давления.
— Несмотря на кажущийся комфорт домашнего ареста, можно прописать такие ограничения, что человек рано или поздно их нарушит, — объясняет один из следователей МВД. — Сейчас мы просим суд запретить одному из «арестантов» общаться с главным свидетелем по делу, которым является его жена. Одно слово в ее адрес — и он окажется за решеткой.
Вячеслав Дудка и глава департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Виктор Волков обвиняются в получении взятки в размере 40 млн рублей. По версии следствия, за эти деньги чиновники выделили корпорации «Гринн» земельный участок в 2,5 га в Туле под строительство супермаркета.