От «Правого дела» откалывается треть


20 сентября «Правое дело» может лишиться существенной части своего актива — из партии собираются выйти члены бывшего Союза правых сил.
— Приличных людей там не будет. Я общаюсь с нашими региональными руководителями — большинство из них уйдет, — говорит один из руководителей бывшего СПС и бывший сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман.
— Все серьезные эспээсники уйдут, — соглашается член федерального политсовета партии и бывший член СПС Борис Надеждин. Соратники планируют собраться в 10.00, чтобы решить как действовать на съезде, который начнется в 11.00 и на котором будет утвержден предвыборный список партии.
«Правое дело» образовалось в 2008 году в результате слияния Союза правых сил, Демократической партии России и «Гражданской силы». Одним из условий вхождения СПС в новую силу было невключение в руководящие органы главы Демпартии Андрея Богданова. В течение нескольких лет Богданов действительно не имел отношения к руководству «Правого дела». Однако именно он принял активное участие в отставке Михаила Прохорова 15 сентября, и после этого его фамилия вновь появилась в списках руководства.
19 сентября на заседании федерального политсовета исполняющий обязанности главы партии Андрей Дунаев огласил фамилии тех, кто, по его мнению, должен возглавить предвыборных список «правых». На первых позициях — сам и. о. лидера, а также Андрей Богданов и Борис Надеждин. Кроме них предложение войти в «десятку» получили теннисистка Анна Чакветадзе, бывший сопредседатель «Правого дела» Георгий Бовт, экономист Владислав Иноземцев, бывший министр экономики России Андрей Нечаев и глава Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин.
— Я говорю: в принципе я не против, — передает содержание разговора на политсовете Борис Надеждин. — Только уберите Богданова. Все присутствующие начали давить. Но я говорю: если есть Богданов, меня там не будет.
Надеждин пояснил, что согласится лишь возглавить список партии на выборах в законодательное собрание родной ему Московской области.
Впрочем, соратники Надеждина решили поступить более радикально. После заседания политсовета Леонид Гозман объявил о выходе из «Правого дела».
— Нормальному человеку путь в организацию, которая ассоциируется с именами Богданова и Дунаева, невозможен по гигиеническим соображениям. С этими людьми партия может использоваться только для спойлерских целей, как Демократическая партия России и «Гражданская сила» в 2007 году против СПС. Никаких других целей нет, — объясняет Гозман.
Другой бывший сопредседатель «Правого дела» Георгий Бовт выходить из партии не собирается, но попросил не включать его ни в десятку, ни вообще в предвыборные списки.
— Не хочу. Просто не хочу и всё. Могу же я чего-то не хотеть, — скупо пояснил он «Известиям».
О намерении отказаться от вхождения в «десятку» и вообще выйти из партии «Известиям» также сообщили Андрей Нечаев и бывший министр природных ресурсов России Виктор Некрутенко.
— Богданов — достаточно скандальная фигура, которая не украшает партию в качестве одного из ее лидеров. С таким списком партия не имеет вообще никаких шансов, она даже не получит свой традиционный электорат, — говорит Нечаев.
— Я уже немолодой человек, здоровье может не выдержать, — объясняет Некрутенко. — С возрастом начинаешь все чаще думать о таком органе, как душа. Хочется, чтобы она была не очень черной. С Богдановым это вряд ли получится.
О возможном выходе из партии «Известиям» также заявили глава тюменского отделения Александр Безделов, один из лидеров костромской ячейки Максим Постников и глава исполкома липецкого отделения Виктор Крысанов. Делегат от Ленинградской области Сергей Иванов заявил, что из партии выходить не будет, но на съезде выступит против включения Богданова в списки.
Тем не менее Андрей Дунаев и Андрей Богданов отрицают возможность массового исхода бывших эспээсников из партии.
— Приходите на съезд и увидите — все будет нормально, — уверяет Богданов.
— Гозман и Надеждин вдвоем гордо встанут и уйдут. Может, еще пара человек. Я уверен, что массового исхода не будет, — я же тоже общаюсь с людьми, — уверяет Дунаев. — У нас огромное количество членов бывшего СПС, которые готовы остаться просто для того, чтобы сохранить демократический проект в нашей стране.