Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бизнес-авиации позволят обойтись без резервных бортов

Минтранс по поручению правительства разработает соответствующие поправки в законодательство
0
Бизнес-авиации позволят обойтись без резервных бортов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство поручило Минтрансу разработать поправки в законодательство, которые отменят требования к чартерным перевозчикам и бизнес-авиации о наличии минимального количества воздушных судов, сообщил «Известиям» источник в правительстве.

Эти же поправки предписывают всем остальным авиакомпаниям, выполняющим регулярные коммерческие рейсы по расписанию, иметь флот из не менее 5 самолетов (при вместимости от 19 до 55 мест) и не менее 10 самолетов (при вместимости более 55 мест).

По словам источника в правительстве, это поручение стало результатом дискуссии, в ходе которой Росавиация при поддержке вице-премьера Сергея Иванова настаивала на том, что вообще любая компания-эксплуатант должна иметь не менее пяти собственных судов.

По словам председателя правления Объединенной национальной ассоциации деловой авиации России Леонида Кошелева, на содержание поручения правительства могла повлиять позиция замминистра транспорта Валерия Окулова.

— Мы на прошлой неделе отправили ему официальное письмо от ассоциации с просьбой исключить эксплуатантов деловой авиации из требования минимально допустимого количества воздушных судов, — рассказал Кошелев «Известиям». — Окулов нас поддержал и предложил убрать из текста поправок чартеры и бизнес-авиацию.

По действующим нормам, любая авиакомпания должна иметь флот, достаточный для обеспечения плановой перевозки с учетом резервирования, но в количестве не менее трех воздушных судов сопоставимого класса. Если вдруг с самолетом что-то случается, то предполагается, что компания должна иметь возможность предоставить резервный самолет.

По мнению аналитика агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, после сразу двух катастроф с самолетами деловой авиации (Ту-134 под Петрозаводском и Як-42 под Ярославлем) таких авиаперевозчиков сейчас ожидает очень непростое время.

— Будут и строгие проверки, и ограничения, и приостановки полетов, — уверен эксперт. — Кто-то, возможно, решит объединить свой бизнес с более крупным игроком в этом сегменте.

Первая жертва уже появилась. Росавиация с 15 сентября приостановила до устранения замечаний действие сертификата эксплуатанта авиакомпании деловой авиации «Джеталлианс Восток» (акционеры — австрийская Jet Alliance и Аэрофлот), известной в этом сегменте перевозок компании.

Формально авиакомпания не соответствует федеральным авиационным правилам по количеству резервируемых воздушных судов. У «Джеталлианс Восток» воздушный парк включает три самолета: девятиместный Cessna Sovereign, шестиместный Cessna CJ3 и российский Як-42 в ВИП-комплектации.

Однако эксперты считают, что к деловой авиации данную норму применять не совсем логично, поскольку авиаперевозчики этой категории не занимаются массовой продажей билетов вперед и не имеют отложенных обязательств перед клиентами. Их продукт — очень специфический. Клиенты «Джеталлианс Восток», например, — политики, общественные деятели, бизнесмены, которые заказывают полеты по индивидуальному маршруту на американских самолетах Cessna. На Як-42 любят летать спортивные клубы.

— Мы, безусловно, понимали, что к нам формально могут быть предъявлены претензии по этому вопросу, но полагали, что для бизнес-авиации требования по резервированию неактуальны, — сказал «Известиям» генеральный директор «Джеталлианс Восток» Игорь Чунихин. — То, что произошло, нас не смущает. Мы постараемся максимально быстро устранить замечание авиавластей. У нас уже есть понимание, как выходить из этой ситуации, и есть решение. Речь идет о нескольких днях.

Компания собирается, в частности, доставить дополнительный борт иностранного производства.

Президент крупнейшей авиакомпании «Авком», член Правления объединенной национальной ассоциации деловой авиации Евгений Бахтин сомневается, что сертификат эксплуатанта «Джеталлианс Восток» был приостановлен из-за отсутствия трех воздушных судов сопоставимого класса. При этом он выразил уверенность, что сертификат этого перевозчика будет восстановлен после устранения замечаний.

— Наличие трех воздушных судов для оператора бизнес-авиации — это всеми понимаемый абсурд. Это невозможно, чтобы владельцу «Гольфтрима-550», который стоит $60 млн, сказали: покупай еще два, иначе у тебя нет шансов его эксплуатировать в России, — говорит Бахтин. — Это все авиационные чиновники понимают. И я не думаю, что это было причиной приостановки сертификата у перевозчика, скорее там какие-то другие причины.

Самый главный критерий, по которому должны судить о компании, — это ее способность обеспечить безопасность полетов, уверен он.

Игорь Чунихин из «Джеталлианс Восток» добавляет, что приостановка свидетельства эксплуатанта его компании вызывает на рынке большую обеспокоенность.

— Ущерб от таких действий для отечественного рынка деловой авиации может быть очень значительным, — уверен топ-менеджер. — Формально многие отечественные авиакомпании бизнес-авиации не соответствуют требованию по резерву воздушных судов, поскольку являются небольшими и выполняют полеты на переоборудованных под VIP-перевозки самолетах разных классов — Ту-134, Як-42, Ан-24 и Як-40. Однако это вовсе не означает, что эти компании создают риск для безопасности полетов.

Евгений Бахтин, в свою очередь, говорит, что ассоциация деловой авиации направила в Минтранс свой проект новых федеральных авиационных правил, регулирующих деятельность малых операторов, операторов деловой авиации, региональных авиалиний и местных воздушных линий.

— Суть правил — устранить бюрократические процедуры выдачи сертификатов при одновременном усилении ответственности за безопасность, организацию и выполнение полетов. В наших правилах, в отличие от существующих, предусматривается персональная ответственность сотрудников авиакомпаний и проверяющих инспекторов за безопасность полетов, — пояснил он.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир