Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США и Россия договорились начать переговоры по Украине на Ближнем Востоке
Политика
В России оценили выход стран Балтии из конвенции о запрете противопехотных мин
Мир
Путин и Трамп отметили важность прекращения распространения стратегического оружия
Происшествия
В Ленинградской области потерпел крушение вертолет Ми-28
Мир
Путин сообщил Трампу об обмене пленными между РФ и Украиной 19 марта
Экономика
Лут обсудила с главой Ставрополья аграрное развитие региона
Мир
Россия призвала израильские власти к немедленному прекращению огня в Газе
Мир
Телефонный разговор Путина и Трампа завершился
Мир
В ООН оценили поддержание контактов между президентами РФ и США
Общество
Суд заочно приговорил наемника из США к 26 годам за преступления в Курской области
Происшествия
В Курской области дрон ВСУ атаковал здание школы
Мир
Бессент сообщил о поручении Трампа пересмотреть санкционную политику США
Мир
Хуситы не намерены снижать интенсивность атак на израильские суда в Красном море
Мир
Фон дер Ляйен рассказала о планах перевооружения ЕС к 2030 году
Общество
Госдума в I чтении приняла проект по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством
Происшествия
ВСУ с помощью FPV-дрона атаковали территорию Брянской области
Мир
Захарова заявила о манипуляциях Макрона с темой ядерного оружия

Самое разумное решение — разработка механизма выхода отдельных стран из еврозоны

Банкир Сергей Васильев — о возможности финансового спасения Старого Света
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кризис еврозоны застал европейских политиков врасплох. Все предлагаемые меры по  противодействию кризису либо очень болезненны политически и экономически, либо лишь помогают отложить решения на потом. Мне кажется, настала пора сказать в открытую — идея еврозоны была утопической.

Экономисты понимали это давно. Еще в 1960-е годы будущий нобелевский лауреат Роберт Манделл сформулировал понятие «оптимальной зоны единой валюты» и доказал, что в такую зону не могут входить страны (территории) с различными уровнями и расходящимися траекториями экономического развития. Если же такое случается, то стабильность зоны единой валюты можно поддержать только значительными и постоянными финансовыми трансфертами менее развитым территориям.

Поэтому весьма логичными представляются предложения о дальнейшей финансовой централизации в еврозоне, создании европейского минфина и т. д. Речь идет, таким образом, о формировании регулярного механизма перераспределения бюджетных средств от развитых стран (преимущественно Северной Европы) менее развитым странам (преимущественно Южной Европы). Не говоря уже о том, как эта идея будет воспринята народами Северной Европы, существуют серьезные сомнения в управляемости такой системы.

Опыт крупных федеративных государств (Россия, Индия, Бразилия) показывает, что даже в условиях значительной политической централизации, существования федеральных налогов, жесткого мониторинга региональных бюджетов оказывается очень трудно добиться финансовой консолидации: регионы-реципиенты получают значительную часть своих доходов за счет центрального бюджета и привыкают к роли иждивенцев.

Тем более непонятно, как эта система будет работать в Европе. Никаких общеевропейских налогов здесь быть не может — для этого нужны полноценная федерация и европейский парламент, выбираемый прямым голосованием, что, на мой взгляд, лежит за гранью политически возможного. Значит, деньги в фонд помощи будет выделять каждая страна отдельно, и я c интересом понаблюдаю дебаты на эту тему в бундестаге или национальном собрании Франции году так в 2015-м.

Но самое главное: если в федеративных государствах трансфертами управляет национальная бюрократия — пусть не всегда эффективная, но контролируемая парламентами и вполне легитимная, то в еврозоне этим будет управлять брюссельская бюрократия — нелегитимная, неэффективная и безответственная. К тому же на фоне нынешнего кризиса брюссельские власти выглядят еще более анемично, чем национальные правительства стран Евросоюза.    

Самым разумным решением сейчас стала бы разработка механизма выхода отдельных стран из еврозоны и опробование этого механизма на Греции. Это, конечно, дорого и рискованно. Но при этом есть шанс сохранить ядро еврозоны и по крайней мере дать странам-участникам свободу выбора. Создание же общеевропейского минфина — это прямой путь к тяжелейшему политическому кризису и распаду еврозоны, а возможно, и Евросоюза.

Автор — заместитель председателя Внешэкономбанка

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир