Самое разумное решение — разработка механизма выхода отдельных стран из еврозоны

Кризис
еврозоны застал европейских политиков врасплох. Все предлагаемые меры по противодействию кризису либо очень болезненны
политически и экономически, либо лишь помогают отложить решения на потом. Мне кажется,
настала пора сказать в открытую — идея еврозоны была утопической.
Экономисты
понимали это давно. Еще в 1960-е годы будущий нобелевский лауреат Роберт
Манделл сформулировал понятие «оптимальной зоны единой валюты» и доказал, что в
такую зону не могут входить страны (территории) с различными уровнями и
расходящимися траекториями экономического развития. Если же такое случается, то
стабильность зоны единой валюты можно поддержать только значительными и
постоянными финансовыми трансфертами менее развитым территориям.
Поэтому
весьма логичными представляются предложения о дальнейшей финансовой
централизации в еврозоне, создании европейского минфина и т. д. Речь идет, таким
образом, о формировании регулярного механизма перераспределения бюджетных средств
от развитых стран (преимущественно Северной Европы) менее развитым странам (преимущественно
Южной Европы). Не говоря уже о том, как эта идея будет воспринята народами
Северной Европы, существуют серьезные сомнения в управляемости такой системы.
Опыт
крупных федеративных государств (Россия, Индия, Бразилия) показывает, что даже
в условиях значительной политической централизации, существования федеральных
налогов, жесткого мониторинга региональных бюджетов оказывается очень трудно
добиться финансовой консолидации: регионы-реципиенты получают значительную
часть своих доходов за счет центрального бюджета и привыкают к роли иждивенцев.
Тем
более непонятно, как эта система будет работать в Европе. Никаких
общеевропейских налогов здесь быть не может — для этого нужны полноценная
федерация и европейский парламент, выбираемый прямым голосованием, что, на мой
взгляд, лежит за гранью политически возможного. Значит, деньги в фонд помощи
будет выделять каждая страна отдельно, и я c интересом
понаблюдаю дебаты на эту тему в бундестаге или национальном собрании Франции
году так в 2015-м.
Но
самое главное: если в федеративных государствах трансфертами управляет
национальная бюрократия — пусть не всегда эффективная, но контролируемая
парламентами и вполне легитимная, то в еврозоне этим будет управлять
брюссельская бюрократия — нелегитимная,
неэффективная и безответственная. К тому же на фоне нынешнего кризиса
брюссельские власти выглядят еще более анемично, чем национальные правительства
стран Евросоюза.
Самым
разумным решением сейчас стала бы разработка механизма выхода отдельных стран из
еврозоны и опробование этого механизма на Греции. Это, конечно, дорого и
рискованно. Но при этом есть шанс сохранить ядро еврозоны и по крайней мере дать
странам-участникам свободу выбора. Создание же общеевропейского минфина — это
прямой путь к тяжелейшему политическому кризису и распаду еврозоны, а возможно,
и Евросоюза.
Автор — заместитель председателя Внешэкономбанка