Александра Бенуа готовят к рождественской распродаже


19 сентября в парижском филиале дома Sotheby's состоится презентация 52 работ замечательного русского художника, историка искусства и арт-критика Александра Бенуа (1870–1960). Это часть частной коллекции из 130 произведений, которая пойдет с молотка 29 ноября в Лондоне на аукционе Sotheby's в Лондоне. Среди них акварели, эскизы театральных и балетных декораций и костюмов, рисунки, книжные иллюстрации (он иллюстрировал «Медного всадника», «Пиковую даму» и «Капитанскую дочку»). Общая оценка всех лотов составляет €1–1,4 млн.
Провенанс уникальной коллекции, как всегда, хранится в тайне. Известно только, что она принадлежала одному из потомков художника, который живет на Западе. Напомним, что у истоков могучей российско-французско-английско-итальянской династии Бенуа стоял архитектор Альберт Кавос, который, в частности, строил Мариинский театр. Помимо художников и зодчих клан Бенуа включает артистов, композиторов, поэтов, певцов — Зинаиду Серебрякову, Евгения Лансере, Питера Устинова.
На продажу выставят акварели, посвященные Петербургу, Царскому Селу, Петергофу, Венеции, Милану, Средиземноморью. Они были написаны Бенуа уже во Франции, где он жил с 1926 года до самой смерти.
«У вас прелестный талант акварелиста, — воздавал должное художнику Илья Репин, — какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль!»
Особый интерес у коллекционеров вызывает Версальский цикл Александра Бенуа из 16 работ. Он оценен в €46–70 тыс.
На лондонском аукционе выставят многочисленные театральные работы Александра Бенуа и, в частности, рисунки и акварели к балету «Спящая красавица» и к опере Стравинского «Соловей». По приглашению Станиславского Александр Бенуа пришел на работу в Московский Художественный театр, где он был, по свидетельству очевидцев, «царем и богом».
Именно Бенуа еще в начале минувшего столетия выступил главным инициатором продвижения русского изобразительного и театрального искусства на Запад. И наибольшую известность художнику, основателю «Мира искусства», принесли его работы для Русских балетов Сергея Дягилева и для труппы Иды Рубинштейн.
Другой балет Стравинского — «Петрушка» в постановке Леонида Мясина — до сих пор идет на сцене парижской Оперы с декорациями и костюмами Александра Бенуа.