74-летний пилот уводил падающий истребитель от трибун


Истребитель времен Второй мировой войны упал на зрителей авиашоу близ американского города Рино в штате Невада. Погибли три человека, включая пилота. Еще 56 попали в больницу.
Трагедия случилась в пятницу, 16 сентября, около 16.30 по местному времени. Самолетом P-51 Mustang, который носит название «Быстрый призрак», управлял 74-летний пилот Джиммир Лиуард. По предварительным данным, на третьем круге полета он внезапно он потерял контроль над управлением. Самолет упал на зрителей и развалился на куски.
Кроме самого пилота, погибли мужчина и женщина. Еще 56 человек пострадали. Из них 15 находятся в критическом состоянии, 13 в тяжелом и 28 получили легкие травмы. Врачи предупреждают, что число погибших может вырасти. Это самое крупное происшествие в Рино за последние десятилетия. Изначально сообщалось о 75 пострадавших.
Очевидцы рассказали, что в первые минуты после катастрофы площадка авиашоу напоминала место побоища. Вокруг валялись окровавленные тела, врачи спешили на помощь раненым. Некоторые решили, что на шоу взорвалась бомба.
Что именно стало причиной авиапроисшествия, будет установлено в ходе расследования. Президент авиашоу Майк Хоутон заявил на пресс-конференции, что самолет вышел из-под контроля пилота, потому что был технически неисправен. Национальное управление США по безопасности на транспорте приостановило проведение авиашоу до окончания расследования.
Джимми Лиуард из города Окала во Флориде – довольно известный в США пилот. Он участвовал в более чем 120 авиагонках и был каскадером на фильмах «Амелия» и «Танцующий в облаках». В одном из своих интервью Лиуард говорил, что летал на 250 видах самолетов, но особенно любит Р-51. Зрители, ставшие свидетелями катастрофы на авиашоу, назвали Лиуарда героем, поскольку он в последний момент успел увести самолет от того места, где было больше всего народу: лайнер упал напротив трибуны.
Авиашоу Reno Air Races проходит в Неваде каждый сентябрь с 1964 года. На соревнования гражданских и военных авиаторов приходят посмотреть десятки тысяч людей. В 2007 году на шоу погибли три пилота, в 2008 - еще один. Власти проводили проверки безопасности на мероприятии.
Коллекционирование старинных машин и полеты на них очень развиты в США и Великобритании, где такие самолеты – неотъемлемая часть многочисленных авиационных праздников, как общегосударственного, так и регионального, и даже местного уровня. Тем не менее, полеты таких машин весьма рискованны.
Полеты старинных машин следует запретить в силу как технического риска, так и исторической ценности, считает редактор еженедельника ЦАГИ «Авиационная и ракетная техника» Иван Кудишин.
- Это реальная историческая ценность, можно сказать – музейный экспонат – подлинный самолет Второй Мировой, и их в мире остается все меньше. Летать, а тем более выполнять фигуры высшего пилотажа на таких машинах просто недопустимо. Кроме того, подлинные машины очень тяжело поддерживать в состоянии, пригодном к полетам, нужно следить за появлением трещин на корпусе. Очень внимательно нужно смотреть и за состоянием мотора – пожар двигателя погубил уже не один старинный самолет – сказал эксперт «Известиям».
В России ситуация со старинными машинами принципиально отличается от американской. Если в США поддерживают в более-менее рабочем состоянии реальные машины Второй мировой войны, которые были проданы частным лицам со складов, то в России умельцы выпускают копи, использующие некоторое количество второстепенных деталей от найденных на полях сражений сбитых машин.