Мостра аплодирует российским спасателям


На следующий день после премьеры «Фауста» Александра Сокурова на Лидо
показывали еще один российский фильм, и тоже петербургского режиссера,
соратника Сокурова в борьбе за сохранение «Ленфильма» — Алексея
Германа-младшего. Его десятиминутная короткометражка «Из Токио» включена
в параллельную конкурсную программу Венеции — «Горизонты». Поскольку
картину финансировал крупный международный бренд, в Венецию вместе с
Германом-младшим и продюсером Артемом Васильевым прибыла внушительная
делегация, в том числе и актеры — исполнители главных ролей: Ксения
Кутепова, Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе.
Все действие фильма
происходит в самолете на рейсе Токио–Москва. Перелет долгий, салон
фактически пуст, что, видимо, и дает повод стюардессе (Кутепова) начать
странный разговор с одним из пассажиров (Нинидзе). Так возникает
главная тема картины — одиночество и связь мира живых с миром умерших.
Героиня Кутеповой одинока по-настоящему. Герой Нинидзе себя таковым не
чувствует. Семь лет назад он потерял жену (Чулпан Хаматова), но
постоянно ощущает ее присутствие рядом. Он в прошлом спасатель, внешне — более чем благополучный человек, который, по его собственным словам,
менял одну спортивную машину на другую, еще более быструю и дорогую —
пока известие о землетрясении в Японии не заставило его остановить эту
гонку, бросить все, позвать друзей и полететь в Токио. Он спасает
старика, который потерял всех своих родных, но так же, как и он сам, не
утратил единения с ними. Собственно, фильм прежде всего о том, что люди,
связанные памятью с близкими душами, никогда не будут одиноки.
Хаматова
и Нинидзе уже играли супружескую пару — в «Бумажном солдате» Германа,
который получил в свое время в Венеции приз за режиссуру. Оператор —
Александр Симонов, и изображение, как всегда у Германа, — одна из самых
сильных сторон картины. В субботу днем вся группа «Из Токио» улетает из
Венеции — они не в основном конкурсе, и нервное ожидание решения жюри в
этом году не про них.
Накануне премьеры фильма Германа-младшего Александр Сокуров устроил вечеринку по поводу показа «Фауста» (более, впрочем, похожую на торжественный прием). Сам режиссер был против обыкновения расслаблен и чрезвычайно благожелателен. Благодарил всех соотечественников — вне зависимости от того, понравился или нет им его фильм. И даже шутил, что красота главы «Совэкспортфильма» Екатерины Мцитуридзе особенно бросается в глаза на его собственном скромном фоне.
Если судить по рейтингам прессы, которые ежедневно публикует Variety, «Фауст» был встречен, в общем, доброжелательно, хотя среди оценок есть и единицы (то есть самый низший балл). Но не стоит забывать, что большая часть ведущей западной критики уже покинула Венецию и переместилась на фестиваль в Торонто. Там работает кинорынок, и именно там в данный момент находится центр кинематографической жизни мира.
Что касается итогов фестиваля, то с некоторой долей уверенности можно прогнозировать, что Кубок Вольпи как лучший актер получит Майкл Фассбендер. У него главные роли в двух очень заметных конкурсных картинах: у Кроненберга в «Опасном методе», где он сыграл Юнга, и в современной психологической драме «Стыд». Странно будет, если без призов останется «Резня» Романа Полански с ее блистательной режиссурой и выдающимся актерским ансамблем. Но наверняка награждением лишь англоязычных фильмов жюри под председательством Даррена Аронофски не ограничится. О том, попадет ли в число призеров «Фауст» Сокурова, среди публики и прессы существуют диаметрально противоположные мнения.