«Даже если бы в НБА не было локаута, все равно приехал бы с сборную»


— В прошлый раз, когда вы играли за сборную на чемпионате Европы, Россия стала чемпионом. Вы можете сравнить ту команду и нынешнюю?
— Cравнивать не хотелось бы. Та команда уже стала чемпионом, а эта еще даже не начала выступать. Мне кажется, в той сборной было много ветеранов — ребят, которые могли взять игру на себя. Сейчас у нас больше молодых баскетболистов, способных проявить себя в командной игре. Последние два года в силу различных обстоятельств я не мог уделить время сборной. Но в этом году, даже если бы в НБА не было локаута и сезон начинался вовремя, я бы все равно выступал за национальную команду.
— Нынешняя сборная по именам сильнее той, что побеждала с вами на чемпионате Европы?
— В нынешней сборной достаточно исполнителей, которые могут сыграть на различных позициях, но меня больше волнует тактический рисунок. Судя по товарищеским матчам, мы можем показывать хороший баскетбол на протяжении всех 40 минут с лучшими сборными. Главное — правильно настраиваться на каждого конкретного соперника.
— Имена всех 12 игроков, которые будут играть на Евробаскете-2011, были названы всего за несколько дней до старта турнира. Какие настроения были в команде, когда «отцепляли» игроков, которые не смогут принять участие в чемпионате?
— Все ребята воспринимали это очень болезненно. Женя Воронов и Егор Вяльцев были действительно серьезными членами нашей команды. Особенно это чувствовалось в последние две недели, когда в сборной осталось 14 человек. При определенном повороте событий они могли отправиться на чемпионат Европы, а кто-то другой нет. Решать такие вопросы — прерогатива тренера. Но я со своей стороны могу сказать, что все ребята достойны места в составе и они отлично работали, чтобы это доказать.
— Главный тренер сборной Дэвид Блатт заявляет, что благодаря вам ему легче тренировать команду и управлять ею. В чем заключаются ваши функции?
— Это такая негласная помощь. В силу того, что я сейчас самый старший в сборной, у меня есть уникальный опыт — 10 лет в США не прошли даром. Случаются ситуации, в которых на площадке должен быть баскетболист, который поможет воплотить план тренера в жизнь. У молодых игроков эмоции порой перехлестывают, и моя задача как старожила немножко успокаивать ребят, чтобы собрать их индивидуальное мастерство и объединить в командные действия. Я не люблю давать наставления — считаю, что люди должны сами понимать, что от них требуется. Но в нашем случае, мне кажется, совет иногда необходим.
— Из-за локаута в НБА вы уже более двух месяцев вне игры. Рассматриваете ли вариант продолжения карьеры в России?
— Если локаут продлится весь сезон, не исключено, что я проведу его в одном из российских клубов. Но я бы хотел еще 3–4 сезона поиграть на самом высоком уровне в чемпионате НБА. Поэтому как только локаут будет отменен, я хочу сразу же вернуться в лигу.
— Это значит, что заманить вас обратно в Россию нельзя ни за какие деньги?
— Дело не в деньгах или предложениях. Дело в уровне баскетбола, ведь на сегодняшний момент НБА на голову опережает весь остальной мир. Когда у тебя есть возможность сыграть в сильнейшей лиге, грех ею не воспользоваться. Мне кажется, сейчас было бы неправильно все бросить и закончить карьеру, которая находится на достаточно высоком уровне.
— Какие цели стоят перед российской сборной на чемпионате Европы?
— Прежде всего это попадание на Олимпийские игры. Для выполнения этой задачи надо как минимум играть в финале. Все сборные, которые сейчас едут на турнир, собирают сильнейшие составы, чтобы попасть на Олимпиаду. Это действительно важно для каждого спортсмена, потому что откладывается в памяти и остается в биографии. И потом, когда тебе будет лет 60, можно будет открыть альбом и показать внукам, как ты выступал на Олимпиаде.
— Команда и болельщики настроены позитивно. Но если на чемпионате вдруг случится какая-то осечка, вы готовы к критике?
— Я всегда к этому готов. Годы, проведенные в сильнейшей лиге мира, не проходят даром. Случаются хорошие и плохие сезоны, может произойти все что угодно. Единственное, в чем я абсолютно уверен, — мы не будем безразличны к результату. Если вдруг случится поражение, постараемся сделать выводы и играть лучше.
— Если на чемпионате Европы вы завоюете олимпийскую лицензию, но при этом займете второе место, не расстроитесь?
— Конечно, расстроимся, если проиграем в финале. Но все-таки второе место и попадание на Олимпиаду несомненно будут успехом.