Минфин и ФСФР разделили и властвуют
Затянувшаяся эпопея «развода» Минфина и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) подошла к финишу. В среду стало известно о том, что правительство выпустило постановление, касающееся раздела полномочий по государственному регулированию финансовых рынков. В документе обрисованы границы влияния каждого из ведомств.
Долгий и непростой для обеих сторон «бракоразводный» процесс завершился количественной победой Минфина. За ведомством закреплена большая часть законодательных полномочий — выработка госполитики, стратегии развития и нормативного регулирования в сфере финансовых рынков. ФСФР же достались надзор и контроль.
Нынешний этап реформы системы госрегулирования финансовых рынков начался с объединения ФСФР и Росстрахнадзора в марте 2011 года. Чуть позже они перешли от Минфина в непосредственное подчинение правительству. Тогда же чиновники ведомств-регуляторов получили от высшего руководства страны наказ как можно быстрее выстроить надежную, прозрачную, а главное — понятную и удобную инфраструктуру национального рынка. Понятную в первую очередь тем, кто имеет с ним дело ежедневно: брокерам, управляющим компаниям, регистраторам, страховщикам и прочим профучастникам.
— У семи нянек — дитя без глаза, — говорит генеральный директор ИК «Московские партнеры» Игорь Моряков. — Все эти годы участники рынка жили в состоянии неполного понимания ситуации. Была страшная путаница: разные сегменты рынка контролировали разные органы. Поэтому и реформы шли туго — в каждом случае затрагивалось слишком много противоречащих друг другу ведомственных интересов, и чиновники попросту не могли друг с другом договориться. Теперь, надеюсь, все будет прозрачнее.
Лучшая иллюстрация к словам брокера — важнейшие нормативные акты, которые годами (а некоторые — и десятилетиями) чиновники не могут довести до ума. В результате фактического отсутствия нормальных законов о центральном депозитарии, клиринге, фондовых площадках финансовые рынки постоянно трясет, инвесторы разбегаются, а профучастники теряют прибыль, время, нервы, а иногда и лицензии.
— Я надеюсь, что Минфин как главный законодательный орган займется прежде всего этими законами, — говорит Моряков.
Генеральный директор «БКС-Брокер» Юрий Минцев считает, что как можно скорее нужно законодательно уравнять в правах частных инвесторов на фондовом рынке с банковскими вкладчиками, чьи вложения гарантированы государством системой страхования вкладов. По мнению Минцева, это поможет привлечь инвесторов на рынок, что в первую очередь будет способствовать его развитию.
Вместе с надеждами на скорое светлое будущее в сфере законодательства участники рынка испытывают и определенные опасения. Традиционно ФСФР была близка к профессиональному сообществу. Мнение его представителей в ведомстве выслушивалось и учитывалось. Как будет организовано общение с Минфином, которое будет играть ведущую роль в определении стратегии развития рынков, пока неизвестно.
— Когда-то при ФСФР был экспертный совет, состоящий из реальных деятелей рынка, — вспоминает Юрий Минцев. — Если теперь основные законодательные инициативы будут исходить от Минфина, было бы неплохо создать при нем подобный совещательный орган.
Об экспертном совете регулярно с ностальгией вспоминают на профессиональных трейдерских форумах в интернете. Многие хотели бы, чтобы эта форма общения регулятора с профучастниками снова заработала.