Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вуди Аллен открыл дорогу «Елене»

На вопрос, может ли артхаусное кино приносить прибыль, ответит фильм Андрея Звягинцева
0
Вуди Аллен открыл дорогу «Елене»
кадр из фильма «Елена»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У сторонников теории, что арт-кино может приносить прибыль, появился новый аргумент. Открывавший в этом году Каннский фестиваль фильм Вуди Аллена «Полночь в Париже» приблизился к отметке $51 млн сборов только в американском прокате. Плюс — $35 млн за пределами США, а ведь картина вышла далеко не во всех странах Европы. Так, в России прокат «Полночи… » стартует только 6 октября. В Великобритании — 7 октября, а в Италии и вовсе 2 декабря. К этому времени Аллен, надо надеяться, не только снимет, но и смонтирует свой «римский» проект, над которым сейчас работает.

И поскольку год начался с впечатляющего успеха «Железной хватки» братьев Коэн ($171 млн в американском прокате и $80 млн в зарубежном), похоже, можно говорить о коммерческом торжестве артхауса.

Наверное, американские культурологи еще напишут, почему именно «Железная хватка» стала самым кассовым фильмом за всю карьеру Коэнов, а «Полночь в Париже» — Вуди Аллена. И почему их соотечественники так «повелись» на историю девочки-подростка, которая отправляется мстить за своего отца («Железная хватка»), и историю успешного голливудского сценариста, который мечтает о серьезной литературной карьере и однажды в Париже ровно в полночь оказывается в компании Гертруды Стайн, Эрнста Хемингуэя, четы Фицджеральд и всей остальной богемной компании, которая в 1920-х сделала этот город столицей мира.

Впрочем, если не затрагивать вопросы национальной психологии, останется давно и хорошо известный рецепт успешного проката авторского кино. Фильм выходит небольшим количеством «экранов», в случае зрительского интереса прокат расширяется. «Полночь в Париже», например, 20 мая вышла в шести кинотеатрах, 10 июня шла в 944, а в момент кульминации проката стояла в 1038 кинотеатрах. Фильм будет идти в прокате еще долго и, как полагают американские эксперты, перешагнет 60-миллионный рубеж национальных кассовых сборов. Долгий прокат — то, что позволит и российскому артхаусу в лучших его образцах перестать быть убыточным, в один голос заверяют отечественные продюсеры. Но у нас редко кому удается продержаться на экранах больше двух-трех недель. А таким тиражом, как «Полночь в Париже», в США, в России выходят только суперблокбастеры. Авторские же фильмы идут в среднем 30 копиями.

Однако в этом году было решено поставить эксперимент — на «Елене» Андрея Звягинцева. Премьера ее состоялась в Канне. На российские экраны фильм выйдет 29 сентября 75 копиями и будет в прокате, пока зритель проявляет к нему интерес. Зато в Санкт-Петербурге картину обещают показывать на двух площадках в течение года. Видимо, интерес, который проявили зрители к авторскому кино во время июльского Международного кинофорума, уже вдохновил владельцев питерских кинотеатров.

Бюджет у «Елены» ровно в 10 раз меньше, чем у «Полночи в Париже» — $3 млн. Чтобы окупиться, одного российского проката, даже долгого, ей вряд ли будет достаточно. Но Звягинцев  — режиссер конвертируемый, и Европа, конечно, ему поможет.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...