Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Американская фабула, наложенная на наши реалии, - чушь несусветная

Режиссер Борис Хлебников закончил съемки картины о современном купечестве и начинает ленту о фермерах
0
Американская фабула, наложенная на наши реалии, - чушь несусветная
Борис Хлебников, фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершился съемочный период нового фильма режиссера Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», действие которого разворачивается в дорогом московском ресторане. Через несколько дней Хлебников («Коктебель», «Свободное плаванье», «Сумасшедшая помощь») уезжает в Мурманскую область на съемки картины из жизни фермеров.

— Год назад вы рассказывали «Известиям» о своем «фермерском» фильме. Он задумывался как римейк  американской картины 1952 года «Ровно в полдень» с Гэри Купером в главной роли. Шериф, преданный горожанами, в одиночку вступал в бой с бандитами.

— В результате вышел никакой не римейк. Американский фильм стал лишь отправной точкой. В начале работы нам казалось, что сюжет «Ровно в полдень» идеально ложится на нашу современную действительность. Но потом мы стали ездить по деревням, разговаривать с фермерами — и отходить от американской фабулы все дальше и дальше. Просто потому, что если наложить ее на наши реалии, будет чушь несусветная. У нас в сценарии скорее получилась узнаваемая современная история о доведенном до отчаяния человеке, который берется за оружие. История людей, которых довели до края.

— Ваш герой — успешный фермер, которого гонят с его земли?

— Нет, он совсем не успешный. Хозяйство разваливается, люди работать не хотят, и когда ему предлагают землю продать, он с радостью соглашается. Но тут его работники орут, что землю отдавать нельзя, надо за нее сражаться и т. д. И он загорается от того, что неожиданно стал всем нужен. Отказывается продавать землю, но те, кто так громко кричали, что земля эта им дорога, в течение всего лишь недели откалываются. И он остается один.

— Получается, люди, которые хотели эту землю купить, совсем не бандиты? Просто бизнес, ничего личного?

— Они не злодеи. Они — воплощение государства в той ситуации, когда оно возникает в нашей жизни как некая перемена участи. Мы ведь в повседневной речи про власти, государство, как правило, говорим безлично: «они». Вот это и есть те самые «они».   

— Так кто же в результате довел вашего героя до края?

— И те и другие. И власти, и народ. В американском фильме сограждане шерифа своей подлостью делают из него героя. А у нас чудака и романтика превращают в преступника. И это, по-моему, очень жизненная коллизия. Мы, кстати, будем снимать на реальной ферме, хозяин которой недавно разорился.

— А почему вы все-таки решили снимать на Севере? Этот край меньше всего ассоциируется с фермерством.

— Мы в течение нескольких лет ездили по стране, собирали материал. И поняли: если снимать в средней полосе, то получится Лозница — «Счастье мое» (фильм украинского режиссера, отмеченный «чернушным» показом российской действительности. — «Известия»)

— Ну, у Лозницы все идет в большей степени от позиции, чем от фактуры.

— Безусловно. Но и от фактуры тоже. В средней полосе деревни в жутком состоянии: бедняцкие, полусгнившие. На экране получится бы просто ад. А нам хотелось рассказать эту историю на фоне сильной природы. Потому что история, повторяю, не героическая, как у американцев, а безнадежная.

— Во время ваших путешествий вы видели успешные фермы?

— Видел. Но процент успешных хозяйств смехотворен, они не могут конкурировать с большими корпорациями. Вы знаете, например, как работает знаменитая фирма Valio? Они каждый день отправляют тысячи машин по финским фермам и скупают по устойчивой цене продукцию. При такой ситуации фермеры могут выжить, но у нас этого нет.

— Кто играет в вашем фильме?

— Фермер — Александр Яценко. Будет сниматься фактически весь кемеровский театр «Ложа» (из которого вышел Евгений Гришковец. — «Известия»). В женской роли — Анна Котова из «Театра. док.». Очень сильная актриса. В общем, почти все лица не примелькавшиеся.

— В отличие от фильма «Пока ночь не разлучит», где, насколько мне известно, у вас просто парад звезд и так называемых медийных лиц.

— Да, как-то так сложилось.

— Официанты — это опять же Александр Яценко и Евгений Сытый из театра «Ложа». А кто посетители ресторана?

— Анна Михалкова, Дуня Смирнова, Оксана Фандера, Любовь Толкалина, Маша Шалаева, Алиса Хазанова, Клава Коршунова, Алена Долецкая, Александр Робок, Максим Лагашкин, Сергей Шнуров, Василий Бархатов, Василий Уткин — я, кажется, еще не всех назвал.

— Бюджет вашего фильма — около $100 тыс. При том что даже недорогие артхаусные проекты стоят сейчас более миллиона. Выходит, и вы, и вся ваша группа работали бесплатно?

— Актеры и весь первый состав постановочной группы согласились работать без гонорара. На условиях, что им будет выплачен процент от проката. Всем ассистентам мы платили зарплату. На эту зарплату, а также на аренду ресторана, где шли съемки, и техники, и ушел наш бюджет.

— В основе вашего сценария — нашумевшая публикация журнала «Большой город»: шесть лет назад его корреспонденты записали разговоры посетителей модного ресторана. С тех пор материал не устарел?

— Ничего обновлять не пришлось. Все звучит, будто записано вчера. Только в одном диалоге девочка хвасталась, что родители везут ее в Черногорию. В середине нулевых это было новым модным местом. Сейчас таких уже не осталось. Поэтому мы Черногорию заменили на Италию.

— Чем вас так зацепила публикация в «Большом городе»?

— Это очень смешно и очень наблюдательно. Мне многие говорили, что есть опасность уйти в поверхностную критику «богатых». Но, по-моему, у нас получилась не социальная критика, а просто зарисовка московского купечества.

— Купечества как родовой черты столицы?

— Именно. Во всем: и в архитектуре, и в образе жизни.

— Вы надеетесь на прокат, который сможет покрыть расходы?

— Но расходы-то очень маленькие. Я в этом плохо разбираюсь, но наши продюсеры оптимистично настроены. Фильм собираемся выпускать в декабре — посмотрим, что получится из этой затеи. Пока могу сказать одно: я чувствовал себя на этих съемках не менее комфортно, чем обычно.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...