Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Окно в Европу» закрылось с нарушением регламента

Обладателем главного приза кинофестиваля в Выборге стал не фильм, а актер Петр Зайченко — с формулировкой «За выдающееся актерское мастерство»
0
«Окно в Европу» закрылось с нарушением регламента
кадр из фильма «Дом»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жюри фестивалей, как правило, не любит вступать в конфликт с дирекцией и ломать регламент присуждения наград. И тем не менее на 19-м фестивале «Окно в Европу» судьи игрового кино под председательством оператора Михаила Аграновича на подобный демарш решились. Обладателем главного приза стала не какая-либо из 14 конкурсных картин, показанных в Выборге с 7 по 13 августа, а актер Петр Зайченко — с формулировкой «За выдающееся актерское мастерство».

Оба фильма с его участием, точнее их авторы, удостоены специальных призов жюри. Режиссер Слава Росс — за «Сибирь. MonAmour», уже показанную на фестивале в Ханты-Мансийске. Режиссер и сценарист Олег Погодин — за фильм «Дом», премьера которого состоялась в один из последних дней «Окна в Европу». Полагаю, что вокруг «Дома» (совместное производство СТВ и «Централ Партнершип») в жюри кипели нешуточные страсти. Если и был в очень слабом в этом году конкурсе фильм, достойный главной награды, так это он.

«Дом» —  в буквальном смысле дом в казацкой степи, построенный в балке, где когда-то дед-большевик рубил шашкой кулаков. Старик еще жив (действие происходит в 2001 году), и на его юбилей съезжается все многочисленное семейство. Глава дома сейчас — сын старика — рачительный хозяин, строгий отец, которого любят и ненавидят одновременно. В этой роли — Богдан Ступка. Петр Зайченко играет его брата, в прошлом обкомовского работника. Владимир Епифанцев — среднего сына, местного супермена, мечтающего пополнить ряды московских братков. Иван Добронравов — младшего, единственного, кто решился на открытый бунт против отца. Еще у героя Ступки две дочери: одна (Екатерина Редникова) — местная учительница, в которой есть что-то от героинь и Чехова, и Шолохова. Другая (Евгения Дмитриева) — столичная гранд-дама, не изжившая до конца крестьянских манер, жена известного телеведущего. У каждого из «детей» свои проблемы, которыми они не торопятся делиться с семьей. Но самые серьезные неприятности у старшего брата (Сергей Гармаш), который не был в родном доме четверть века, а сейчас вдруг свалился как снег на голову. То, что этот человек — «очень серьезный бандит», зрителю сообщается почти сразу. Но кто он на самом деле — воплощенное зло или жертва обстоятельств, мы до конца так и не поймем. Ясно, что в настоящий момент на него собираются повесить серьезное преступление. И похоже, что группа мужчин в черных костюмах и белых рубашках, которая героя преследует и в конечном итоге уничтожает Дом, не из числа обычных братков. Скорее, наоборот, служит государственным интересам.

Темные места и недомолвки в фильме не могут не раздражать. Хотя на самом деле все эти детали сюжета не столь важны. Потому что главное здесь — очень мощно переданное режиссером ощущение рода, клана, противостояние «своих» и «чужих». Даже если эти «свои» уже давно не единое целое и клан разъедаем внутренними конфликтами, они все равно — сила. С уничтожением Дома мир становится слабее, но Дом был обречен, поскольку строился на крови. Закодировав в фильме многие важные темы российской истории, Погодин придает всему этому залихватскую форму триллера. Недаром спецприз ему достался с формулировкой «За владение кинематографическими профессиями». Имеются в виду профессии сценариста и режиссера.

Еще один спецприз жюри вручило фильму «Четыре дня в мае» известного нам по «Гуд бай, Ленин!» немецкого режиссера Ахима фон Борриса. Его европейская премьера состоялась буквально за несколько дней до Выборга — на фестивале в Локарно. Участие немецкой картины в смотре российского кино объясняется тем, что, во-первых, в ней заняты российские актеры, а во-вторых, Алексей Гуськов является не только исполнителем главной роли, но и сопродюсером.

История  проекта началась в мае 2006 года, когда журнал «Вокруг света» опубликовал текст под названием «Русская былина». Жанр определялся автором — Дмитрием  Фостом как «Набросок сценария», сама же история якобы была записана со слов маршала Советского Союза Кирилла Семеновича Москаленко и снабжена выдержками из множества архивных документов.

Рассказывалось, как в конце войны близ немецкого острова Рюген группа советских разведчиков разместилась в здании пансионата для слепых девочек. 8 мая на территории пансионата появляется пьяный майор, а когда разведчики его выпроваживают, он сообщает, что в пансионате засели власовцы. В неразберихе последнего дня войны советские войска начинают штурм. На помощь нашим разведчикам приходят немцы, которые пытались на кораблях добраться до Дании, чтобы сдаться в плен союзникам, но с борта увидели, что идет бой.

После публикации на редакцию обрушилось множество гневных писем от ветеранов — автора обвиняли в бесстыдном фантазировании, но зато «Русской былиной», получившей статус одной из легенд войны, заинтересовались кинематографисты. Сначала российские, а потом, когда дело с запуском фильма застопорилось по организационным причинам, — немецкие. В фильме, снятом Ахимом фон Боррисом с участием Алексея Гуськова, Павла Вензела, Григория Добрыгина, Андрея Мерзликина и проживающего в Австрии грузинского актера Мераба Нинидзе, фабула сохранилась, но детали сюжета изменены. Девочки зрячие, зато в пансионате появился еще и мальчик, 12-летний член гитлерюгенда, вначале люто ненавидящий русских, но потом ставший для советских разведчиков кем-то вроде сына полка. Взаимоотношения мальчика и героя Гуськова — советского капитана по прозвищу Горыныч  — и составляют главный нерв картины.

Ахим фон Боррис снял очень культурный, очень европейский фильм о том, что война — зло и что настоящая человеческая порядочность не имеет национальной привязки и не подчиняется историческим обстоятельствам. Свой спецприз с формулировкой «За смелость и гуманизм» «Четыре дня в мае» конечно же заслужили. Фильм фон Борриса стал еще и обладателем третьего места на конкурсе зрительских симпатий «Выборгский счет». Второе место зрители отдали фильму «Пять невест» Карена Оганесяна. А первое — у «Двух дней» Авдотьи Смирновой. Президент фестиваля Армен Медведев вручил свой специальный приз картине Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», показанной вне конкурса на закрытии фестиваля (подробнее об этой ленте — в одном из ближайших номеров «Известий»). Критики и пресса наградили «Бездельников» Андрея Зайцева.

«Бездельники», как и еще несколько фильмов, опробовали новую площадку. С этого года в Выборге стали устраивать бесплатные сеансы под открытым небом, на центральной площади города. И это одна из самых красивых декораций, в которой когда-либо показывалось кино.

Неигровое кино и анимация в Выборге

«Окно в Европу» — единственный крупный фестиваль отечественного кино, где существует также конкурс неигрового кино и анимации. В этих секциях призы распределились так.

Приз за лучший неигровой фильм — режиссеру  Михаилу Павлову, фильм «Ждем, надеемся, не верим...»; специальный приз жюри — режиссеру Алине Рудницкой, фильм «Я не забуду этот день»; диплом — режиссеру Анне Шишовой за лучший дебют, фильм «Тихий океан». Приз за лучший анимационный фильм — режиссеру Михаилу Дворянкину,
фильм «Подарок»; специальный приз жюри — режиссеру Ирине Литманович,
фильм «Домашний романс»; дипломы — режиссеру Алексею Демину,
фильм «Шатало», и режиссерам Екатерине Овчинниковой, Татьяне Окружновой, Алине Яхьяевой, Наталье Павлычевой, Елене Петровой, Марии Архиповой — за дебютный фильм «Еще раз». 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...