Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Российские пассажиры смогут почувствовать себя европейцами

За отмену рейса или отказ в посадке на самолет авиакомпании должны будут заплатить каждому пассажиру до 24 тыс. рублей
0
Российские пассажиры смогут почувствовать себя европейцами
фото: Денис Абрамов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чиновники все ближе к тому, чтобы серьезно ужесточить наказание авиакомпаниям за опоздания и отмену рейсов или отказ пассажиру в перевозке. Минтранс на этой неделе поддержал законопроект, который предполагает повышение размера ответственности авиакомпаний.

Если законопроект будет принят, авиакомпании будут чувствовать себя явно не комфортно. За отказ в посадке на самолет или отмену рейса надо будет заплатить каждому пассажиру до 24 тыс. рублей. Кроме того, авиакомпания должна будет вернуть деньги за оплаченный перелет или перевезти пассажиров альтернативным маршрутом. За задержку рейса на три часа и больше авиакомпании придется выложить от 10 до 24 тыс. рублей. Сейчас авиаперевозчики обязаны выплатить пассажиру всего 25 рублей за каждый час задержки рейса.

Повышается и размер штрафа за просрочку доставки багажа или груза в пункт назначения — до 3% от провозной платы за каждый час просрочки. То есть, если ваш чемодан не доставили в течение суток, можно рассчитывать на компенсацию в размере 72% платы за его провоз. Сейчас за просрочку доставки багажа нельзя получить больше 50% от провозной платы.

Законопроект об ужесточении ответственности авиаперевозчиков был вынесен на рассмотрение профессионального сообщества весной этого года и уже успел получить массу негативных отзывов участников рынка. Его разработка стала ответной мерой на массовые задержки и отмены рейсов в московских аэропортах в конце прошлого года, то есть в период пика перевозок отправлявшихся на каникулы россиян.

И сегодня, когда природных катаклизмов не наблюдается, компании нередко задерживают рейсы. По данным Росавиации, наибольший процент задержек в июле 2011 года допустили Sky Express (17% от общего числа выполненных рейсов), «ВИМ-Авиа» (16%), «Континент» (13% — в конце июля компания вообще приостановила свои полеты), «Уральские авиалинии» (12%) и «Авианова» (12%).

Если же смотреть не на проценты, а на общее количество задержанных рейсов, то первая пятерка выглядит иначе: «Аэрофлот» (504 задержанных рейса), «Уральские авиалинии» (286), «Трансаэро» (238), «Якутия» (205), UTair (186).

По мнению автора законопроекта, депутата-единоросса Анатолия Иванова, действующее законодательство не способно эффективно бороться с недобросовестным поведением авиаперевозчиков.

В Минтрансе, ответственном за госполитику в области гражданской авиации, с этой позицией согласились. Это следует из подготовленного в ведомстве проекта официального отзыва правительства России на данный законопроект. Чиновники готовы его поддержать при условии приведения отдельных положений документа к нормам российского законодательства.

Однако авиаперевозчики и эксперты практически в один голос говорят, что ужесточение санкций пагубно скажется на развитии пассажирских авиаперевозок в стране. В «Авиалиниях Кубани» (которая, по данным Росавиации, в июле задержала 10% своих рейсов) считают, что законопроект ограничивает права перевозчиков. А в UTair говорят, что воздушные перевозки вообще потеряют экономическую целесообразность, если будут приняты новые правила.

Аналитик отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев уверен, что авиабилеты обязательно подорожают, ведь за любой дополнительный риск финансовых потерь в конечном итоге всегда платит пассажир. Но прямой зависимости между ростом издержек авиакомпаний и ростом тарифов нет. Повышение стоимости билетов ограничено спросом на перевозки. Падает спрос — дешевеют билеты. Таким образом, авиаперевозчики могут оказаться в ситуации, когда им придется выполнять полеты в убыток.

— Создается впечатление, что законопроект основан на нормах регламента Евросоюза, в которых установлены общие правила компенсаций и содействия пассажирам. Но этот регламент не является частью правовой системы России, которая не входит в состав Европейского союза, — отмечает президент Национальной ассоциации транспортного права, юрист Борис Елисеев.

Между тем, пока в России еще только обсуждаются новые правила, авиавласти США уже обязали свои авиакомпании с 23 августа удвоить выплаты компенсаций за снятие пассажиров с рейса. Максимальный штраф там вырос с $800 до $1330.

Комментарии
Прямой эфир