Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Я б в священники пошел — пусть меня научат

Корреспондент «Известий» побывал в Московской духовной семинарии накануне вступительных экзаменов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

5 августа начинаются вступительные экзамены в Московскуюдуховную семинарию в Троице-Сергиевой лавре и во многие другие духовные школыв России. Документы в МДС в этом году подали 124 человека. Никто не знает,какой будет конкурс: может быть, примут 60, а может быть — 90, в зависимости отуровня поступающих.

«Первичный отбор» уже пройден: все абитуриенты имеютрекомендации от своих архиереев. Случайные для церкви люди к экзаменам не допускаются. В остальном это обычныеребята — кто после школы, кто окончил вуз, кто успел послужить в армии.

Несколько дней юноши будут жить в общежитии, готовиться кэкзаменам, молиться, шутить по поводу приоткрывающейся им жизни «системы» и выполнять послушания. Это любая работа — хоть продукты разгружать,хоть траву косить. Засолка несколькихцентнеров огурцов — самое простое, что можно придумать.

Решение учиться на священника приходит по-разному. «Летомперед десятым классом мы с папой поехали в лавру, зашли в семинарский храм.Увидел ребят в форме — и захотел быть, какони. До этого собирался на факультет журналистики», — рассказывает священникАнтоний Борисов, который поступил в 2003 году, после семинарии закончилДуховную академию и остался здесь преподавать.

Василию из Москвы 20 лет, его отец идед — священники, после армии у него было всего два месяца на подготовку кэкзаменам, но он знает, что сдать можно хуже или лучше — поступление зависит нетолько от этого. Важно даже то, как ты стоишь перед преподавателем — ровно иливразвалку. «Но изображать более благочестивого, чем ты есть,нет смысла, — говорит 28-летний Евгений из Закарпатья. — Все равно тебяразгадают».

Оценкаабитуриента происходит не только во время экзаменов (юношам даже не говорят, сколькобаллов поставили), а фактически круглосуточно. Если блистательно сдаватьэкзамены и быть хоть Цицероном, но отлынивать на хозяйственных работах, хамитьстаршим или быть застигнутым в нетрезвом виде, то шансы устремятся кнулю. Это в университете студентов не воспитывают: люди взрослые, поздно. Ав семинарии учащихся даже называют «воспитанники». «Они поступают сюда, чтобысовершить свои ошибки незаметно для мира и без вреда для общества, — говоритсотрудник семинарии Олег Суханов. — Потом они выйдут в мир, чтобы ошибокуже не повторять».

Какой вуз может быть без общаги? Отец Антоний Борисов,приехав поступать и увидев общежитие под кодовым названием «чертоги» —исторически это были царские конюшни, — произнес про себя единственное слово «ужас!». Примерно десятая часть абитуриентов его «призыва» собрали вещи и уехали, дажене сдав первого экзамена. Поняли: такая жизнь не для них. Абитуриенты-2011 покадовольны: кровати и тумбочки вполне достаточно на несколько дней.

Кромеэкзаменов по Ветхому и Новому Завету, истории Церкви, диктанта, прослушивания еще проходят собеседования. Их несколько, и на каждом могут спрашивать впроизвольном порядке: в какой день творения Бог создал попугая (в четвертый,как и всех птиц) и кем работают родители, попросить прочесть наизусть ту или инуюмолитву или назвать место, где находятся мощи пророка Илии (нигде, потому что,согласно Библии, он был взят на небо живым).

Семинариюи лавру не в шутку называют «большой кельей преподобного Сергия», основателямонастыря. Поступившие придут благодарить преподобного — здесь считают, что на самом делеон, а не приемная комиссия, решает, кого зачислить.

Те, кого святой согласится принять в свою келью, проведуттам четыре года до получения диплома бакалавра. Болонский процесс коснулся идуховных школ: они поделились на бакалавриат и магистратуру, причем последняяесть далеко не во всех российских семинариях. Чтобы стать священником, нужен нетолько диплом: придется сначала либо жениться, либо решиться на безбрачие илидаже монашество. По церковным канонам священник не может жениться после того,как получит сан.

Чтобы ребятам было полегче выполнить это условиерукоположения в священники, в лавре есть регентское отделение (здесь учат наруководителя церковного хора) и иконописная школа, куда принимают девушек.Только вот что-то воспитанники нечасто женятся на «регентшах». Даже анекдотсложили. Поймал семинарист золотую рыбку, решил загадать желание на пользувсего человечества: пусть, говорит, войн больше не будет.

— Я такая маленькая, а люди такие злые, — отвечает рыбка. —Выбери что-нибудь полегче.

— Хорошо, — говорит воспитанник, — сделай так, чтобы все«регентши» были хорошими женами.

— Ой, а что ты там о войне говорил?

Собравшиеся в академическом саду абитуриенты над анекдотомсмеются, а на серьезный вопрос отвечают уклончиво: все они еще не женаты, но и стать монахом никтоеще не решил. Будущих«регентш», кстати, пока не видели: их экзамены начнутся позже, когдасеминаристы уже разъедутся до сентября.

Желающих «откосить» от армии в семинарии нет: воспитанникамне дают отсрочки. В этом году около 40 студентов разных курсов МДС отправилисьслужить. Но другие «неправильные мотивы» у некоторых остаются. «Есть, конечно,и те, кто думает, что священники богато живут, — рассказывает 25-летнийабитуриент Алексей. — Но таких среди поступающих мало, и они скороотсеиваются». Действительно богато живут в основном священники из светскиханекдотов про церковь. Кроме того, патриарх Кирилл в последние годынеоднократно говорил, что семинаристы, приехавшие из дальних областей, обязанывозвращаться в свои епархии. Поэтому если кто и надеялся «жениться на москвичкеи получить богатый столичный приход», то может не беспокоиться зря.

Так называемые списки жизни с именамипоступивших появятся 10 августа.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир