Умерла народная артистка Жанна Прохоренко


Ее работы в картинах «Баллада о солдате», «А если это любовь?», «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Калина красная» и др. вошли в золотой фонд российской кинематографии. Она — одна из немногих актрис, кому повезло стать звездой в ранней юности, а разменяв седьмой десяток, не впасть в забвение.
Жанна Прохоренко родилась в Полтаве за год до начала Великой Отечественной в семье военного. Отец погиб в первые дни войны, а Жанна с мамой после эвакуации осели в Ленинграде, где девочка и начала свою актерскую карьеру — в кружке Дворца пионеров имени Жданова. Это были времена, когда столичные актерские вузы сами искали в регионах одаренных абитуриентов. Жанна попала в группу молодых ленинградцев, которых Олег Ефремов во время МХАТовских гастролей в Питере позвал учиться в Школу-студию Художественного театра. Как и все студенты, Жанна в свободное от занятий время бегала на кинопробы. Не только в надежде на будущую славу, но и просто ради денег: заработок участника массовки был серьезной прибавкой к стипендии. Именно в массовку она хотела попасть, когда Григорий Чухрай начинал работу над «Балладой о солдате». Режиссер к этому времени долго и безуспешно искал актрису на главную роль. И в какой-то момент ассистенты положили ему на стол фотографию первокурсницы Жанны. Так она стала одной из главных фигур в легендарном фильме Чухрая. «Она была очень светлым человеком, и эта внутренняя чистота передалась ее героине Шуре в «Балладе...», — сказал «Известиям» однокурсник актрисы народный артист России Сергей Никоненко.
В 19 лет началась ее звездная жизнь. Впрочем, никакой «звездности» могло и не случиться. Госкино долго не хотело принимать картину, и только огромный успех на Каннском фестивале 1960 года открыл «Балладе о солдате» доступ на экраны СССР. А в 1961-м, будто и не было никаких цензурных проблем, Григорий Чухрай и автор сценария Валентин Ежов получили Ленинскую премию.
Для молодой актрисы это был не только пропуск в профессию, но и «волшебный ключик» в большой мир: фильм наделал шума в Америке, а исполнители главных ролей — Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко — стали любимцами заокеанской публики. Случись это в наши дни, на девушку обрушился бы поток зарубежных предложений. Но тогда, естественно, Жанна вернулась жить и работать в СССР. И вскоре последовала еще одна звездная роль: в драме Юлия Райзмана «А если это любовь?»
Тогда, как, впрочем, и сейчас, педагоги театральных вузов не любили, когда студенты слишком много времени уделяли съемкам. Жанну со скандалом отчисляют из Школы-студии, но с радостью принимают во ВГИК на курс Сергея Герасимова. Сам типаж Прохоренко, ее открытое, миловидное, но не «глянцевое» лицо идеально совпали с духом шестидесятых, и Жанна становится одной из главных актрис либерального десятилетия.
Она продолжает активно сниматься и в семидесятые. И в начале восьмидесятых. Брак с актером, позже удачливым бизнесменом Артуром Макаровым избавляет ее в 1990-е от необходимости поиска заработка. Но в 1995-м Макаров был убит, а их московская квартира ограблена. Жанна Прохоренко уезжает из столицы в деревню под Псковом, где живет почти безвыездно.
Среди ее последних ролей — работа в сериале «Место под солнцем» по повести Татьяны Устиновой. Обычно появление актера «старой школы» на площадке такого рода проектов превращается в мастер-класс для молодых актеров. Так было и на этот раз. Максим Аверин, ставший партнером Прохоренко в этом фильме, сказал «Известиям»: «Жанна Трофимовна была необыкновенным человеком, она излучала свет, была воплощением нежности, женственности и красоты. Это была женщина-тайна, легенда».
Прощание с Жанной Прохоренко начнется 4 августа в 11:00 в ЦКБ. Похоронят ее на Хованском кладбище.