Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

США возили афганским талибам деньги грузовиками

Скандал заставит американцев задуматься о «северном коридоре» через Россию
0
фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Внутреннее расследование, проведенное Пентагоном, выявило хищения как минимум $2,16 млрд, выделенных США Афганистану на различные совместные проекты.

Особенно пышным цветом коррупция расцвела в сфере военных перевозок, отдаваемых американцами на субподряд афганским фирмам. Процент от бюджета на транспортировку военных грузов, предназначенных для группировки США в Афганистане, практически официально отходил на подкуп местных властей или полевых командиров, контролирующих дороги по пути следования каравана. Значительная часть этих денег попадала в итоге в руки боевикам движения «Талибан».

В отличие от Ирака, где все снабжение американского военного контингента возложено на американские же фирмы-подрядчики, в Афганистане США вынуждены прибегать к услугам местных перевозчиков, нанимаемых на основе субподряда. По мнению ответственного секретаря группы Совета Федерации по работе с Национальной ассамблеей Афганистана Вячеслава Некрасова, другого выхода у американцев просто нет.

— Афганским субподрядчикам платят не столько за собственно перевозку, сколько за обеспечение безопасности конвоев, — разъяснил Некрасов «Известиям». — На каждом участке дороги есть человек, который ее контролирует. Если с ним не договориться, груз просто не доедет до места назначения.

Причем, добавил наш собеседник, эти люди совсем не обязательно принадлежат к движению «Талибан». Это могут быть просто полевые командиры, а могут быть и чины местной полиции или администрации, формально подчиняющиеся Кабулу, но фактически живущие за счет поборов с дорог.

Характерно, что из восьми фирм, выигравших тендер на поставки грузов армии США в Афганистане, только две оказались американскими. Да и то одна из этих фирм была зарегистрирована на имя Хамеда Вардака, сына министра обороны Афганистана. Как рассказал нам Вячеслав Некрасов, это обычная практика в стране.

— Во многих американских фирмах, получающих контракт в Афганистане, всего-то и американского — только один из совладельцев, фактически нанятый на роль подставного лица, — пояснил он.

Получая оклады от $50 тыс. в месяц и выше, подобные зиц-председатели выполняют представительские функции, а бюджетами тем временем распоряжаются афганцы, не забывая делиться с заказчиками из Пентагона.

Коррупция, связанная с афганскими перевозками, дошла до самых верхов. Практическую монополию на охрану караванов держит некая фирма Watan Risk Management, зарегистрированная на двоюродных братьев президента Афганистана Хамида Карзая. Однако подлинным хозяином бизнеса был, судя по всему, родной брат Карзая Ахмад Вали, убитый в Кандагаре в начале июля.

Возможно, именно гибель Ахмада Вали Карзая заставила американцев обнародовать данные о миллиардных откатах на транспортировку. Грядет передел рынка дорожных поборов, и традиционный канал снабжения через Пакистан станет для американской армии и вовсе не приемлемым. В этой связи следует ожидать активизации предложений по налаживанию «северного коридора» снабжения войск США в Афганистане — через Россию и республики Средней Азии. Другого выхода у американцев просто не остается.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...