Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В России нет денег на новый пассажирский флот

Круизный туризм в России скоро может исчезнуть: даже крупные компании не могут себе позволить покупку новых судов
0
В России нет денег на новый пассажирский флот
фото: Известия
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Катастрофа теплохода «Булгария», в результате которой погибло более 100 человек, вызвала волну проверок российского пассажирского флота. Свой отчет о проверках Ространснадзор представит в конце недели, но уже сейчас можно назвать главную проблему: флот безнадежно устарел. Самыми «молодыми» из 120 речных круизных судов в России считаются примерно 50 теплоходов. Но и у них довольно солидный возраст — от 25 до 35 лет. А моложе пяти лет всего 5% флота. По оценкам Министерства транспорта, в ближайшие семь лет произойдет «активное выбытие судов из-за морального и физического устаревания».

При этом интерес к путешествиям по воде растет с каждым годом. Со времен СССР количество любителей круизов практически удвоилось. Если в 1988 году услугами круизных лайнеров воспользовалось около 8 млн туристов, то в 2010 году — 14,5 млн. Из 33 млн жителей России, решивших в прошлом году отдохнуть на Родине, 3% провели отпуск в морских и речных круизах, говорит замглавы Ростуризма Евгений Писаревский.

После проверок Ространсадзора в России, скорее всего, запретят использовать суда некоторых модификаций. А заменить их нечем. Срок окупаемости нового теплохода сейчас составляет 30 лет, рассказывают представители круизных компаний. А банки выдают кредиты на 5–7 лет и под высокие проценты (больше 10% годовых). Навигация в России длится 3–4 месяца в год, заработанных денег не хватит на обслуживания таких кредитов.

— Должны быть какие-то тактические решения, которые, с одной стороны, обеспечат доступность данного вида туризма, с другой — безопасность, — считает Писаревский. 

Кое-какие идеи у чиновников есть. Так, Минтранс разработал проект закона в поддержку отечественного судостроения и судоходства. Документ предусматривает ряд мер (например, налоговые льготы), которые помогут снизить срок окупаемости судна до 12 лет. Госдума даже успела 1 июля рассмотреть проект в первом чтении. В Минтрансе надеются, что законопроект примут к концу года. 

Однако, по мнению участников рынка, позволить себе покупку нового пассажирского судна смогут себе очень немногие компании.

— Строить суда смогут только крупные компании, у которых есть не меньше 10 теплоходов. А таких у нас не больше десятка. Остальные — мелкие, которые владеют одним теплоходом и либо сами устраивают на нем круизы, либо сдают в аренду. У многих даже нет элементарной лицензии, как у злосчастного владельца «Булгарии», — рассказывает главный аналитик Ассоциации туроператоров России Геннадий Боровиков.

— Заработать на покупку нового судна владельцы одного теплохода не смогут, — соглашается гендиректор компании «Водоходъ» Александр Трофимов. — Они просто будут докатывать старые теплоходы, пока те не выйдут из строя.

Впрочем, и крупные компании не торопятся обновлять свой флот.

— Поправки подвигнут компании задуматься о покупке новых судов. Но решатся ли они, сказать сложно. Мы пока склоняемся к модернизации старых теплоходов — это выходит намного дешевле. Строительство нового теплохода обходится в €20 млн, переоборудование — десятки миллионов рублей, — говорит заместитель гендиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова.

Да и строить пассажирские суда в России негде. Пассажирского судостроения в России никогда не было, в отличие от грузового, говорят эксперты. Соответственно, нет и специалистов, проектно-сметной документации, специальных верфей для пассажирского флота. 

— Значит, все равно придется покупать суда в Корее, Финляндии, Словакии или Эстонии, — резюмирует Трофимов.

Комментарии
Прямой эфир