Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Простые люди Черногории верят в Бога и Россию

Русских отдыхающих здесь больше, чем приезжих из всех остальных стран, вместе взятых
0
Простые люди Черногории верят в Бога и Россию
Фото: Александра Сопова Остров святого Стефана (Черногория), где находятся руины храма Александра Невского
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

28 июня в Сербии и Черногории отмечали национальный праздник Видовдан — день битвы на Косовском поле в 1389 году. «Это как у вас Куликовская битва, а наш святой князь Лазар — как ваш Дмитрий Донской», — поясняет для русских митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.

Крохотная Черногория живет в основном за счет туризма. Русских отдыхающих здесь больше, чем приезжих из всех остальных стран, вместе взятых. На столбах у дорог — объявления о продаже жилья на русском (€50 тыс. за квартиру на первой линии). В ресторанчиках сразу приносят русское меню. Язык «старшего брата» многие изучали с детства как первый иностранный (молодежь, правда, говорит и по-английски). В Будве — небольшом городе на побережье — уже две русскоязычные школы.

Черногория — совсем «новенькая» страна, к ее независимости привыкли не все. Да и как провести границы, если здесь нет человека, у кого не было бы квартиры или родственников в Сербии? «Я православный серб-черногорец, — рассказывает житель Белграда и уроженец Черногории Драгон Малевич. — Таких, как я, в Сербии живет больше, чем в Черногории. По последней переписи в Белграде оказалось 260 тыс. черногорцев, а во всей Черногории населения 620 тыс.». Черногорский язык здесь тоже называют недавним изобретением: говорят, что добавили к сербскому алфавиту две буквы, «щ» и «дж», да и заявили о языковой разнице.

Перейдя на евро, Черногория не получила права самостоятельно печатать деньги, так что основным источником валюты здесь стали туристы — опять-таки в основном русские.

На Россию здесь не просто надеются, в нее, словно по Тютчеву, верят. Поговорку «До Бога высоко, до России далеко» объясняют так: да, Россия далеко, поэтому не может оказать помощи, а остальных вообще словно и нет. Приводят и решительный вариант: «На небе есть Бог, а на земле Русь».

Простые люди Черногории верят в Бога и Россию

В русских верят иррационально: не только когда они помогают, но и когда доставляют беспокойство. В монастыре Успения Богородицы под Майне монах Серафим (Раканович) проводит экскурсию на русском языке без акцента — он 13 лет учился и жил в России. Рассказывает, что рядом с обителью работает самая популярная в городе дискотека, с десяти вечера до пяти утра звучит живая музыка, и восемь монахов сами себя не слышат в кельях и в храме. Добавляет, что туристы приходят в монастырь даже в купальниках — «свечку поставить». Но даже в русских на дискотеке, даже в русских на пляже отец Серафим верит: пусть покупают поблизости землю, пусть приходят в монастырь — хотя бы по пьянке просить об исповеди, как это нередко бывает...

Рассказывают, как однажды полицейский остановил русского за превышение скорости. Наш соотечественник блеснул знанием сербской истории. «Святой Петр Цетинский сказал: проклят, кто русского обидит», — напомнил он полицейскому. Тот рассмеялся и отпустил нарушителя с миром.

Черногорские власти и горячие черногорские мужчины, содержащие гостиницы и лавочки на берегу Адриатического моря, расходятся во мнениях, следует ли стране ориентироваться на Россию или на Европу. «У властей комплекс малой нации», — ставят диагноз на побережье. «Ватикан и вся Европа очень негативно относятся к нам», — говорит Драгон Малевич. Он уже 15 лет работает с русскими туристами в Черногории.

«Нас хотят окатоличить, — постоянный мотив в разговорах черногорцев. — Все это ради влияния Запада и территорий». При этом католиков в Черногории так мало, что это едва ли не в пределах статистической погрешности, и живут они в основном вокруг аэропорта Тиват. Как можно «окатоличить» кого бы то ни было, объяснить невозможно: то ли людей соблазняют деньгами, то ли сулят выход в Европу, то ли угрожают притеснениями... Но даже католики вплоть до Дубровника в Хорватии отмечают специфически сербский православный праздник Крестная слава — день крещения, и помнят, что их предки были православными. Закон разрешает дважды в год брать выходные по религиозным мотивам — обычно люди уходят с работы на Крестную славу и на Видовдан.

По мнению черногорцев, интерес Европы к их стране основан не на туристической привлекательности региона: Запад подбирается к русским границам.

«У нас во власти нет людей, которые думали бы своей головой, а не по западной указке» — так воспринимают политику на побережье. Единственная светлая точка для черногорцев — Сербская православная церковь. На 620 тыс. человек в стране около 600 храмов, а раньше было еще больше: при каждом селе, на каждом кладбище, при богатых домах... Здесь посвящают храмы русским святым: на острове Святого Стефана когда-то был храм во имя Александра Невского (он разрушен в ХХ веке, и идут споры о том, возможно ли его восстановить), в нижнем этаже храма Иоанна-Владимира в городе Баре алтарь также посвящен святому русскому князю. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий говорит, что уже выделена земля под строительство храма Преподобного Серафима Саровского.

Простые люди Черногории верят в Бога и Россию

Между тем пляжи Черногории, несмотря на кристально чистую и ядрено соленую воду Адриатики, не слишком заполнены, а в отелях полно мест. Даже в не самых курортных городах Крыма, например в Севастополе, гораздо труднее найти свободный участок на песке или гальке. Оттого ли это, что власти Черногории взяли курс на Европу, а европейцы привыкли отдыхать на других побережьях, или оттого, что не все русские отвечают взаимностью на черногорскую любовь, или просто аренда шезлонгов слишком дорога, — причины могут быть разные. И все-таки в русских здесь продолжают верить, нас ждут, и такси в аэропорту предлагают по-русски...

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...