Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ту-134 погубил "человеческий фактор" или отказ техники

Диспетчер и эксперты подозревают ошибку пилотов, но не исключен сбой системы управления полетами
0
Ту-134 погубил "человеческий фактор" или отказ техники
фото: Reuters
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Расследование страшной авиакатастрофы только начато, и все версии — лишь предварительные догадки. Однако большинство экспертов склоняется к тому, что к беде привел "человеческий фактор".

Диспетчер аэродрома "Бесовец" Сергей Шматков — он дежурил в ту роковую ночь и вел рейс РГ-243 Москва—Петрозаводск — утверждает, что к авиакатастрофе привело именно неправильное решение пилота:

— Я несколько раз попросил командира воздушного судна Федорова уйти на второй круг. Плохая видимость из-за густого тумана, темнота, сложная погода! Но Федоров ответил, что будет сажать самолет. 

Больше пилоты на связь не выходили.

По словам очевидцев, самолет, заходя на посадку на очень маленькой высоте, зацепил деревья, порвал провода ЛЭП и рухнул на шоссе.

На несколько секунд взлетно-посадочная полоса погасла, но затем включилась запасная линия.

Командир экипажа Александр Федоров погиб за два дня до своего юбилея — 23 июня ему бы исполнилось 45 лет, из которых он безаварийно летал 25. В «РусЭйр» Федоров перешел 28 марта из «ЮтЭйр-экспресс».

Мог ли этот опытный, прежде осторожный пилот допустить грубую ошибку?

Свою версию случившегося дал заслуженный летчик России Владимир Герасимов:

— Конечно, сейчас говорить об этом рано, расследование еще не завершено, но, на мой взгляд, налицо классическое преждевременное снижение. Примеров таких снижений мы знаем много. К ним относится и катастрофа польского самолета. Если неважная видимость, пилоты почему-то спешат переключиться на визуальное пилотирование, отвлекаясь от приборного слежения. Когда до взлетной полосы остается километр, пилоты торопятся нырнуть под глиссаду. При этом упускается вертикальная скорость снижения. А на «тушках» этого делать нельзя, потому что мгновенно увеличивается просадка. У «тушек» руль устроен так, что вниз самолет идет хорошо, а вверх руль реагирует не очень эффективно. Вертикальная скорость снижения уменьшается тяжело. При заходе на посадку по приборам не имеет значения, горят посадочные огни или нет. Если следовать по схеме, самолет садится на полосу точно по приборам. Так что обесточивание аэродрома не может быть главной причиной катастрофы.

С Герасимовым солидарен и другой известный пилот — Герой России Андрей Латапов, посадивший неисправный Ту-154 на болото в Коми в сентябре 2010 года:  

— Уход на второй круг — верное действие экипажа в таких сложных условиях. Но они не задали режима на взлет, хотя и прошли высоту принятия решения. Минимальная высота принятия решения — 60 метров, если хорошая видимость и если заход на посадку визуальный. При заходе по приборам минимальная высота ухода на второй круг - 120 метров. Похоже, что пилоты потеряли пространственную ориентацию. Они не знали своей истинной высоты и продолжали снижение. В принципе дать команду на взлет можно и с двадцати метров, но они задели деревья.

Есть версия, что предпосылкой катастрофы мог стать сбой в системе управления воздушным движением аэропорта. Новое оборудование, смонтированное здесь год назад, должно было экстренно проинформировать и пилотов, и диспетчеров о том, что лайнер заходит на посадку ниже положенной линии глиссады. Но то ли этого не произошло,  то ли люди не успели отреагировать на сигнал.   

Комментарии
Прямой эфир