Взлетную полосу в "Домодедово" построят быстро и дорого
Министерство транспорта, объявляя о том, каким образом будет проводиться реконструкция «Домодедово», пошло на поводу у администрации аэропорта. Как выяснили «Известия», Минтранс изучал два варианта строительства новой взлетно-посадочной полосы в "Домодедово", но в итоге утвержден был тот, который ведомство считало менее оптимальным.
Вариант первый предполагал строительство новой взлетно-посадочной полосы в 287—400 м от действующей. Второй — на удалении 1800 метров. «По использованию средств федерального бюджета оптимальным является вариант номер один, который на 2,5 млрд рублей дешевле и требует минимальных подготовительных работ», — написал глава Минтранса Игорь Левитин премьеру Владимиру Путину в середине мая. И через десять дней объявил о том, что новая ВПП будет построена в 1800 метрах, то есть по второму варианту. На таком смещении ВПП настаивала администрация "Домодедово".
Если бы реконструкция "Домодедово" пошла по первому, экономному варианту, то не потребовалось бы переносить ни нефтепроводы, ни газопроводы. Кроме того, для строительства бы не пришлось демонтировать трансформаторную подстанцию, а также сносить окрестные деревни. Наконец, не надо было бы проводить дополнительное межевание и вырубать прилегающие леса. Но всех этих преимуществ оказалось недостаточно, и был выбран более дорогой вариант.
Кстати, строительство новой полосы на большем удалении приведет к увеличению эксплуатационных расходов на руление воздушных судов. А это, в свою очередь, неизбежно скажется на подорожании билетов для пассажиров.
Единственное преимущество того варианта, который был выбран, — сроки реализации. Взлетно-посадочную полосу можно будет построить за 43 месяца, а не за 52, как предполагает более дешевый способ.
Но сработал главный аргумент администрации «Домодедово». Контролируемая Дмитрием Каменщиком группа «Ист Лайн» (управляет аэропортом) пообещала профинансировать подготовку к строительству в рамках государственно-частного партнерства. Компания готова заключить соглашение с Росавиацией и взять на себя затраты по выносу коммуникаций и расселению жителей сносимых домов. Через два дня после письма Левитина было объявлено о грядущем IPO “Домодедово”, которое могло бы принести владельцам аэропорта до $1 млрд. Но размещение акций отменилось.
В целевой программе «Развитие транспортной системы России» средства на реконструкцию «Домодедово» предусмотрены в размере 10 млрд рублей. Это не позволит ввести новую полосу в эксплуатацию в 2015 году. Поэтому Левитин попросил у Путина выделить еще 25 млрд рублей на реконструкцию "Домодедово". Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил «Известиям», что он ничего не знает о том, что есть решение о выделении этих средств. Видимо, потому Минтранс и выбрал в итоге второй вариант реконструкции аэропорта.
Проектно-сметная документация для строительства должна быть готова в августе этого года. И уже весной 2015 года сооружение новой полосы может быть завершено. Действительно, существующая сегодня ВПП подлежит выводу из эксплуатации именно в этом году. Но ничто не может помешать «Домодедово» законсервировать ее и либо реконструировать в будущем (получив таким образом вожделенную третью полосу), либо использовать в качестве запасной.
Согласно оценкам Минтранса, использование третьей полосы станет актуальным для «Домодедово» после 2020 года. До этого с помощью двух полос аэропорт сможет обслуживать 45—50 млн пассажиров в год.