Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подлинность найденных останков Караваджо вызывает сомнения

В итальянском городке Порто-Эрколе впервые выставлены на всеобщее обозрение останки великого художника эпохи Возрождения Микеланджело Меризи да Караваджо.
0
Микеланджело Меризи да Караваджо (фото с philatelia.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


Его кости (фрагменты черепа, бедра и основания позвоночника), заключённые в хрустальную урну, прибыли на лодке, символизируя такое же путешествие, выпавшее на долю вспыльчивого мастера, скрывавшегося от врагов.

Останки были извлечены из безымянной могилы в 1956 году и с тех пор хранились в склепе, пока учёные не приняли решение ими заняться.

Выставка в старинной крепости Форте-Стелла рассказывает о проделанной микробиологами, искусствоведами и антропологами работе. Учёные во главе с доктором Сильвано Винчети, президентом Национального комитета по развитию исторического и культурного наследия, подтвердили, что Караваджо скончался около 1610 года в возрасте 38–40 лет. Специалисты обнаружили у него признаки сифилиса и отравления свинцом.

На то, что это именно останки Караваджо, указал анализ ДНК наших современников по фамилии Меризи и Меризио, которые могли быть дальними родственниками художника.

Кроме того, в начале XVII века в краски добавляли свинец, и обнаружение следов этого элемента в костях стало ещё одним косвенным доказательством.

Многие, впрочем, уверены, что это подделка, по экономическим причинам приуроченная к 400-летию со дня смерти великого живописца, обстоятельства и место смерти которого доподлинно неизвестны.

Одни полагают, что он умер от малярии, другие убеждены, что его убили мальтийские рыцари с молчаливого одобрения папы.

"Это обман, оскорбляющий человеческий интеллект", - считает Винченцо Пачелли, историк искусства, специализирующийся на изучении последнего отрезка жизни Караваджо.

Томазо Монтанари, преподающий историю искусства XVII века в Неапольском университете, подчеркивает, что в 1956 году в склеп была помещена лишь малая часть останков со старинного кладбища.

Кажется сомнительным, чтобы среди них каким-то фантастическим образом оказались останки именно Караваджо. Кроме того, необходимо было разыскать потомков брата и сестры художника (сам он был бездетным), тогда анализ ДНК заслуживал бы большего доверия.

Некоторые специалисты даже считают, что данный вопрос вообще не заслуживает внимания, отмечает "Компьюлента".

"Честно говоря, я не знаю никого, кто хоть отдалённо интересовался бы поисками останков Караваджо, - сообщила Кит Кристиансен, куратор итальянского и французского изобразительного искусства нью-йоркского Метрополитен-музея. - Мне казалось, поклонение мощам осталось в средних веках".

Искусствовед Франческа Каппеллетти, опубликовавшая в прошлом году монографию о Караваджо, пребывает в не меньшем замешательстве: "Я никого не хочу критиковать, но мне непонятно, как обнаружение его останков и выяснение обстоятельств смерти сделает Караваджо ещё более великим художником".

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...