Ученые выяснили, как плавники могли превратиться в конечности

В организме рыб обнаружены два уникальных гена, которые могли сыграть ключевую роль в эволюции плавников в конечности.
(фото с what-this.ru)

Удаление генов из эмбриона полосатого данио привело к потере актинотрихии - роговой нити в плавниках, что превратило протоплавники в подобие примитивных отростков, которые палеонтологи находят у ископаемых видов, двигавшихся по эволюционному пути к четырёхногим животным.

На раннем этапе эмбрионального развития плавники и конечности выглядят обескураживающе одинаково. В дальнейшем, однако, у будущих рыб начинают формироваться роговые нити, которые становятся основой для плавниковых лучей.

Сотрудники Университета Оттавы (Канада) Цзин Чжан и Мари-Андре Акименко обратили внимание на то, что гены актинодин-1 и 2 особенно активны в период развития плавников. Таким образом, был получен ключ к выделению ранее неизвестных белков, которые связываются с коллагеном и образовывают актинотрихию.

Поиск по генетическим базам данных показал, что аналогичные гены есть и у других костных рыб (в том числе у китовых акул, которых называют живыми ископаемыми, ибо их строение мало изменилось за 400 млн. лет с девонского периода), а у млекопитающих, птиц и земноводных - отсутствуют.

Интересно, что удаление генов повлияло только на плавники, тогда как хвосты не претерпели изменений, сообщает "Компьюлента". Это соответствует нынешним представлениям об эволюции, основанным на ископаемых останках: у первых животных с протоконечностями хвосты и впрямь сохранялись.

Аналогичные гены обнаружены в эмбрионах цыплят и мышей, родившихся с лишними пальцами (полидактилия). Первые примитивные водные тетраподы конца девонского периода тоже обладали такой особенностью.