Госдума разрешила Кудрину отращивать "дополнительные ноги"


Парламентарии из финансовых и экономических комитетов Госдумы уверены, что практика государственных внешних кредитов даст возможность более резво управлять российской экономикой и поможет отечественной финансовой системе эффективней реагировать на внешние вызовы. Таким образом депутаты прокомментировали сегодняшнее заявление заместителя председателя правительства - министра финансов Алексея Кудрина о том, что Россия может в 2010 году выйти на рынок внешних заимствований, а в 2009-м провести без заимствований презентацию готовящегося размещения.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник уверен, что Россия имеет все возможности эффективно использовать внешние заимствовании, правда, "пока в этом нет необходимости". "Проблемы с дефицитом федерального бюджета можно решать за счет накопленных резервов и только в случае необходимости стоит прибегать к внешним заимствованиям", - заявил он. По мнению члена комитета по финрынкам Анатолия Аксакова, внешние заимствования можно использовать не только для компенсирования бюджетного дефицита, но и в качестве вложений в инфраструктурные проекты. "У нас очень маленький государственный долг, так что кредитоваться в умеренных объемах можно, - заверил парламентарий. - В любом случае, мы не окажемся в ситуации 90-х, когда у нас внешний долг превышал ВВП". Его коллега по комитету Павел Медведев отдал должное прозорливости Кудрина. "Он ведет себя очень осторожно, лучше всегда стоять не на одной ноге, а на двух, а еще лучше на четырех. Кудрин подставляет дополнительные ноги, - выразил мнение депутат. - Так поступают все страны. Диверсификация источников пополнения бюджета - это очень нормальное явление. В тот момент, когда выгодно брать здесь - берут здесь, когда выгодно брать там - берут там, и ровно вот так собираемся вести себя и мы". Председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров заверил, что "внешние госзаимствования - это не признак того, что мы собираемся жить в долг", передает ИТАР-ТАСС. "Даже если мы будем использовать долговую практику, России еще далеко до Германии с ее триллионным долгом и США, которые свой долг вообще, наверное, не собираются возвращать, - констатировал парламентарий. - У нас есть все возможности даже при привлечении кредита вернуть любую задолженность".
На 1 марта объем внешнего государственного долга России составил порядка $40 миллиардов, или 3% ВВП. Ранее за счет средств Стабилизационного фонда был полностью досрочно погашен суверенный внешний долг страны в размере $47 миллиардов, что, по утверждению директора долгового департамента Минфина Константина Вышковского, позволило сэкономить на процентных платежах около $13 миллиардов. Эксперт сообщил, что в течение предстоящих трех лет на платежи по государственному внешнему долгу необходимо будет направить в целом порядка $20 миллиардов. По его словам, еще до момента полного израсходования средств Резервного фонда Россия может выйти на рынок внешних заимствований, то есть обратиться к международным организациям и иностранным государствам за финансовой помощью. Вышковский призывает уже сейчас сделать выбор между двумя вариантами финансирования дефицита федерального бюджета: за счет 1) использования как в этом году, так и в последующие годы средств Резервного фонда без наращивания долговой нагрузки на федеральный бюджет; 2) привлечения средств на внешних рынках с сохранением части средств Резервного фонда. "Существует вероятность, что внешняя конъюнктура за этот период может улучшиться и условия внешних заимствований станут более благоприятными, либо вообще отпадет необходимость прибегать к этому источнику в финансировании дефицита бюджета, - тут же начал дуть на воду представитель Минфина. - Другой вариант решения проблемы бюджетного дефицита - это выход Российской Федерации на внешние рынки капиталов до полного использования средств Резервного фонда". В этом случае наличие неизрасходованного резерва будет способствовать сохранению высоких рейтингов РФ как суверенного заемщика, что позволит снизить цену привлечения ресурсов.