Астрономы лишили Млечный путь пары спиральных рукавов

На очередном 212-м собрании Американского астрономического общества учёные "присмотрелись" к нашей галактике и обнаружили, что спиральных рукавов на самом деле отнюдь не четыре, а два. Стоит заметить в этой связи, что, даже обладая современными инструментами анализа, астрономы приравнивают составление полной карты Млечного пути к попытке создания карты Тихого океана рыбами. Авторство первых попыток принадлежит англичанину Уильяму Гершелю, работавшему в далёком 1765 году. Следующий значимый шаг исследователи сделали лишь в 1950-м. Но и сейчас показать более-менее точную картину галактики астрономы не в состоянии. Больше всего им в этом мешают крупные звёзды и звёздная пыль.

На заседании были представлены новые данные, полученные двумя командами учёных из США. Первую возглавил Роберт Бенджамин из Университета Висконсина-Мэдисона. Его подопечные работали с данными орбитального инфракрасного телескопа Spitzer, который способен "видеть" сквозь пыль, определять позиции и орбитальные скорости более 110 млн. звёзд. В рамках проекта GLIMPSE (Galactic Legacy Infrared Mid-Plane Survey Extraordinaire) учёные "собрали" общую картину галактики (наиболее точную и чёткую на сегодняшний день, уточняет журнал "Мембрана"), и оказалось, что главных рукавов всего два: рукав Центавра и Персея. Два других - рукав Лебедя и рукав Стрельца - являются менее плотными, они в основном состоят из газа и регионов активного формирования новых звёзд. Кстати, наше Солнце расположено в ещё меньшем рукаве Ориона или, как его ещё называют, Шпоре Ориона, находящейся между рукавами Стрельца и Персея.

Тем временем другая группа учёных посмотрела на галактику с помощью мощного радиотелескопа-интерферометра VLBA (Very Long Baseline Array). Эти астрономы выяснили, что многие молодые звёзды, которые находятся в спиральных рукавах близко к центру галактики, двигаются медленнее, чем показали предыдущие вычисления. Анализ их "полёта" свидетельствует, что после рождения звёзды были выброшены с круговых орбит и стали двигаться по эллиптическим линиям, именно поэтому учёные ранее ошибались в своих расчётах.