В горах Швеции найдено самое древнее дерево в мире

Дерево, пустившее корни ещё в Ледниковый период, нашли в горах Швеции. Лейф Куллман и его коллеги из Университета Умеа не сомневаются, обнаруженная ель - самая старая из всех ныне живущих деревьев на планете, ей свыше 9550 лет.
Стройность и небольшая высота дерева пусть вас не обманывает, оно родилось сразу после завершения плейстоценового ледникового периода (фото Leif Kullman)

Дерево, пустившее корни ещё в ледниковый период, нашли в горах Швеции. Лейф Куллман и его коллеги из Университета Умеа не сомневаются, обнаруженная ель - самая старая из всех ныне живущих деревьев на планете, ей свыше 9550 лет. Много лет это дерево, растущее в горной местности, расценивалось как сравнительно молодое. Однако новое исследование показало, что это не так.

Учёные нашли четыре экземпляра останков древних деревьев возрастом 375, 5660, 9000 и 9550 лет (эти числа установлены по анализу изотопов углерода). Интересно, что над каждым таким фактически погибшим деревом возвышалось по молодой ели. Проведя анализ их генов и ДНК, извлечённых из древних останков, исследователи удивились - наблюдалось неожиданное совпадение. Фактически стройная ель на горе Фулу, утверждают учёные, имеет тот же генетический материал, что и "развалины" под ней. А это означает, что древнее дерево просто дало побег. Аналогично обстоит дело и с тремя другими елями, расположенными в округе. Такая способность данных деревьев учёных не удивляет. Им известно, что растущие в шведских горах ели могут выживать в тяжёлых условиях благодаря умению "вырастить" из корневой системы второй ствол взамен умершего. Можно сказать, что мёртвое дерево себя клонировало.

В районе, лежащем от Лапландии на севере до Даларны на юге, исследователи нашли около двух десятков елей, возрастом более 8 тыс. лет. Хотя в последние 10 тыс. лет климат тут был неблагоприятным, эти деревья сохранились, выпуская новые побеги. А поскольку в последние 100 лет средняя температура воздуха в районе Фулу поднялась на градус, древние ели принялись активно развиваться. Так молодой ствол той самой 9550-летней рекордсменки начал тянуться вверх, судя по всему, где-то в 1940-х.

Предыдущие самые старые деревья - сосны в Северной Америке - датировались 4-5 тысячами лет, напоминает журнал "Мембрана".