Американские ученые вознамерились реанимировать древний вирус

Специалисты предполагают, что белок, который защищал наших предков от вируса, уничтожавшего других приматов, может быть ответственным за нашу сегодняшнюю восприимчивость к ВИЧ. Это открытие поможет ученым предсказать, какие вирусы, обнаруженные у других видов, могут перейти на человека и привести к летальному исходу.

Версия, что иммунная система наших предков отличалась от иммунитета других приматов, появилась после того, как биологи расшифровали геном шимпанзе. Как оказалось, в нем содержится 130 копий вируса PtERV1, который полностью отсутствует в геноме человека. Исследование также показало, что человеческая версия противовирусного белка под названием "TRIM5-альфа" разительно отличается от версии протеина, обнаруженной у других видов приматов. TRIM5-альфа обеспечивает иммунную защиту, блокируя внутри клетки вирусы в оболочке и вызывая их разрушение.

Майкл Эмерман из Онкологического исследовательского центра имени Фреда Хатчинсона в Сиэтле (США) и его коллеги решили проверить, объяснит ли уникальная версия белка TRIM5-альфа, почему вирус PtERV1 не встраивался в геном человека. Команда ученых выделила из TRIM5-альфа геном человека, шимпанзе и гориллы, дабы посмотреть, насколько успешно разные версии белка противостоят вирусу PtERV1 в кошачьих клеточных культурах, выращенных в лаборатории. Поскольку активных версий PtERV1 больше не существует, а копии этого ретровируса, найденные в ДНК приматов, оказались деградировавшими, специалистам пришлось восстановить древнюю форму PtERV1. Затем часть капсулы, содержащей ретровирус, была соединена с безвредным вирусом мыши.

Эксперимент показал, что около 4% кошачьих клеток были инфицированы восстановленным PtERV1 за один день. Причем вирус атаковал даже те клетки, которые содержали версию TRIM5-альфа, взятую у гориллы. Однако человеческий вариант белка защитил кошачьи клетки и сделал их в сто раз менее восприимчивыми к PtERV1 - вирус смог инфицировать только 0,04% клеток. При этом, как отмечает Эмерман, человеческая версия TRIM5-alpha не распознает капсулу, содержащую ВИЧ. А версия белка, полученная у приматов, на это способна, поэтому нечеловеческие приматы, как правило, не заражаются ВИЧ. Поэтому способность TRIM5-alpha защищать от вируса PtERV1 поможет объяснить, почему этот белок не в силах заблокировать и разрушить ВИЧ, предполагает "Компьюлента".