Астрономы обнаружили самую холодную "недозвезду"

Так в представлении художника выглядят типичный коричневый карлик и его спутник. Внизу: снимок J0034-00 — зеленоватая точка в нижней части кадра (иллюстрации BBC)

Дэниел Мортлок, Стив Уоррен и их коллеги из группы астрофизики Имперского колледжа Лондона обнаружили в космосе самую холодную "полузвезду". Необычный объект расположен в созвездии Кит, приблизительно в 50 световых годах от Земли. J0034-00 - это коричневый карлик, то есть тело довольно большое, чтобы называться планетой, но ещё недостаточно крупное, чтобы быть полноценной звездой с реакциями ядерного синтеза в ядре.

Температура на его поверхности составляет всего 327-427 градусов по Цельсию (600-700 кельвинов). И это самый холодный одиночный коричневый карлик из всех ранее открытых. Он же - один из самых лёгких - приблизительно 15-30 масс Юпитера, что, кстати, вновь поднимает вопрос о более чётком разграничении планет и коричневых карликов.

Стоит заметить, что обычно коричневые карлики куда горячее. Даже те из них, которые учёные относят к холодным (спектральный класс T), обладают температурой на поверхности хотя бы в 800-900 кельвинов. И даже любопытный коричневый карлик, расположенный в окрестностях Солнца и имеющий температуру на поверхности в 1023 кельвина, астрономы тоже относят к холодным.

J0034-00 был открыт доктором Мортлоком при помощи инфракрасного телескопа UKIRT, расположенного на Гавайях. Доктор Уоррен же возглавил команду, которая подробнее изучила объект, воспользовавшись телескопом обсерватории Gemini в Чили. Любопытно, что Мортлок искал далёкие квазары, применяя на телескопе UKIRT различные фильтры. А нашёл коричневый карлик, живущий на много порядков ближе тех объектов, за которыми учёный охотился. Оказалось, что по цвету (в диапазоне, с которым работал UKIRT) новый объект был очень схож с квазаром, отмечает журнал "Мембрана".