Астрономы взялись за поиски "родственников" Солнца

Вспышка на Солнце (иллюстрация с сайта computerra.ru)

Результаты исследований химического состава звёзд должны помочь найти звёзд-"родственников" Солнца, а также позволить узнать много нового об истории нашей галактики. Гаянди де Сильва и его коллеги из Европейской Южной обсерватории использовали для изучения двух открытых скоплений звёзд Млечного Пути Очень большой телескоп (VLT) и Спектрограф ультрафиолетовых и видимых лучей (UVES). Открытыми скоплениями называются связанные силой притяжения группы светил, в которых может насчитываться до нескольких тысяч звёзд. По словам де Сильвы, такие образования являются бесценными источниками информации о формировании галактического диска.

Теоретики утверждают, что Солнце образовалось в открытом скоплении около 4,6 млн. лет назад вместе с другими звёздами-"родственниками". Свидетельства о том, что наше светило развивалось вместе с другими, ученые "почерпнули" в метеоритах, которые содержат в себе следы радиоактивного распада изотопа железо-60, появляющегося лишь когда массивная звезда становится сверхновой.

Исследования, проведённые при помощь VLT, подтвердили догадку о том, что у всех звёзд из каждого открытого скопления есть определённые уникальные особенности химического состава. По словам де Сильвы, это свидетельствует о зарождении этих звёзд из одного газового облака. Несмотря на то, что сейчас наше скопление достаточно рассеяно в пространстве, его звёзды можно легко определить по их "химическому штампу".

Де Сильва говорит, что если бы учёные могли измерить возраст и состав других звёзд нашей галактики, то можно было бы узнать, какие из них являются "родственниками" Солнца. Для того чтобы сделать это, исследователям понадобятся спектрографические данные повышенного качества и разрешения. В скором будущем их возможно будет получить с помощью инструментов орбитального аппарата Европейского космического агентства GAIA, который будет запущен в 2011 году, а также при помощи нового поколения спектрографов, сообщает "Компьюлента".