Пострадавшие "несогласные" достучались до Генпрокуратуры


В Генеральную прокуратуру России поступили первые заявления о незаконных задержаниях и избиениях в ходе "маршей несогласных", проходивших 14 и 15 апреля в Москве и Санкт-Петербурге. Первые четыре жалобы направил на имя генпрокурора Юрия Чайки независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков.
По словам Рыжкова, в Генпрокуратуре ему подтвердили, что "заявления получены, и по ним ведется работа". "Точное число избитых неизвестно, ко мне обратились только четверо", - заявил Рыжков в эфире "Эха Москвы", призвав остальных пострадавших связываться с ним. "Я окажу помощь, составлю заявления и направлю в Генпрокуратуру. Мой совет - судитесь, пишите заявления, не оставляйте это без ответа", - сказал депутат.
Помимо Рыжкова, сбором информации от пострадавших при проведении маршей занимаются еще минимум пять инициативных групп, в том числе Объединенный гражданский фронт Гарри Каспарова, Московская Хельсинкская группа и молодежное движение "Да!".
Так, Московская Хельсинкская группа и движение "За права человека" направили материалы, касающиеся разгона "маршей несогласных", комиссару ПАСЕ по правам человека Томасу Хаммарбергу. В сопроводительном письме они попросили Хаммарберга "поставить перед Советом Европы вопрос о систематическом характере нарушений права на свободу митингов и собраний в России, о полицейских акциях против оппозиции и о назначении спецдокладчика ПАСЕ по этой теме".
На события 14-15 апреля откликнулась и российская Госдума. Как сообщил ранее спикер нижней палаты Борис Грызлов, 24 апреля должно состояться первое заседание рабочей группы по данному вопросу. Правда, по словам Грызлова, группа собирается изучать не жалобы побитых граждан, а "вопрос о том, на чьи средства осуществляются такие провокации", отмечает BBC.
А вот российское МВД настаивает, что ОМОН, разогнавший дубинками демонстрации протеста в минувшие выходные, действовал в соответствии с законом, а активисты оппозиции лишь притворились пострадавшими. Начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин заявил на пресс-конференции в субботу, что действия участников акций протеста являлись "нарушением федерального законодательства" и "закон разрешает сотрудникам милиции применить физическую силу для пресечения преступлений и правонарушений", если ненасильственные способы не дают такой возможности.
Грибакин сказал, что милиционеры старались "не поддаваться на провокации" и действовали "в соответствии с ситуацией". На брифинге были продемонстрированы видеокадры, на которых милиционеры предупреждают протестующих о том, что их действия незаконны, передает Reuters.