Россия и Казахстан решили не входить в "урановый сговор"


В России и Казахстане не видят нужды в создании "урановых ОПЕКов", то есть каких-либо объединений стран, производящих и экспортирующих уран, по аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти (той самой ОПЕК). "Какой-то особой необходимости в этом нет", - отметил находящийся в Японии глава Росатома Сергей Кириенко.
"На сегодняшний день уран - это абсолютно рыночный товар", - сказал Кириенко, добавив, что "крайне малое количество урана продается по котировкам сегодняшнего дня и он поставляется в основном по долгосрочным договорам". "Технология превращения природного урана в топливо и специфика атомных станций, которые должны быть гарантированно загружены, предопределяют то, что мы сегодня заключаем контракты на 2018 или на 2020 годы по обогащению, поставкам обогащенного урана или тепловыделяющих сборок, - отметил он. - Это очень долгосрочный рынок, и я, по крайней мере, не вижу сейчас необходимости в создании "урановых ОПЕКов".
Глава Росатома констатировал, что "уровень взаимной координации и взаимопонимания на этом рынке очень высокий". "Мы все друг друга очень хорошо знаем", - сказал он.
Между тем также находящийся в Японии президент национальной атомной компании Казахстана "Казатомпром" Мухтар Джакишев высказал сомнения относительно возможности создания в урановой сфере аналога ОПЕК. Он обратил внимание на то, что в этой области действует "достаточно большое количество частных компаний и, таким образом, речь шла бы о картеле", который мог бы подпасть под действие антимонопольного законодательства.
"В случае с ураном никакая ОПЕК не нужна, - сказал Джакишев. - Цена растет. На сегодняшний момент существует дефицит урана, он увеличивается, и никакой сговор не нужен. Единственное, о чем следует договориться, так это о том, что нужно как можно больше добывать урана, чтобы остановить растущий дефицит, чтобы это не стало тормозом для развития атомной энергетики", цитирует его слова ИТАР-ТАСС.