Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Балет за свой счет

Сегодня,16 мая, в Петербурге стартует серия выступлений уникального театра балета Константина Тачкина. Около 17 лет назад он был создан без какой-либо поддержки со стороны государства и сегодня воплощает собой лучшие традиции русского балета на ведущих мировых сценах. Коммерческая независимость этого театра - явление, которое не перестает удивлять не только соотечественников, но и всю зарубежную прессу. В беседе с корреспондентом "Известий" Константин Тачкин объяснил, что успех балетного театра - это, на самом деле, просто
0
Театр балета Константина Тачкина — независимый во всех смыслах этого слова (Фото: Интерпресс/Евгений Асмолов)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
константин тачкин: Начало было легким и впечатляющим. В 1993 году, когда мне было 26 лет, я вообще впервые в жизни увидел балет. Мне часто говорят, чтобы я в этом никому и никогда не признавался - мол, как петербуржцу мне должно быть стыдно за такое. Но я человек откровенный и считаю, что здесь нечего стесняться. Более того, я же и организовывал тот концерт. Это был для нас способ заработка - делать представления для иностранцев. Мы тогда сняли зал в ДК Ленсовета, наняли труппу артистов и продавали билеты. Помню, я смотрел на их выступление и на каком-то интуитивном уровне понимал - что-то в них не то, они явно должны танцевать лучше. Но я был далек от балетного искусства и не мог вмешиваться.

В том же году у меня и родилась идея создания собственного независимого театра балета, а уже в конце 1994-го состоялась наша первая премьера - "Жизель". Конечно, было много сложностей - нам приходилось брать кредиты в банке и много ездить с гастролями по другим странам, так как это было основным источником дохода. С тех пор заграничные выступления стали для нас традицией, благодаря которой и театр, и прима-балерина Ирина Колесникова теперь знамениты на весь мир.

Недавно мы открыли фирму в Париже - собственный импресариат, который занимается всеми нашими гастролями. Этот шаг был очень важен для нас, так как весь наш финансовый успех зависит именно от зарубежных концертов.

В результате мы достигли колоссального успеха, даже несмотря на то, что практически не занимались никакой рекламой и пиаром. Нам удалось выжить в годы кризиса - и это, на мой взгляд, тоже большое достижение.

Сейчас многие в балетной среде говорят - вот, Тачкину-то легко, у него много денег, потому что он из заграницы не вылезает. Но это элементарный заработок, бизнес, построенный на общедоступных условиях. Я считаю, другим нашим музыкальным театрам давно пора заняться грамотной коммерческой деятельностью и обеспечить своих артистов человеческими зарплатами. Мы же смогли это сделать.

известия: Ваш театр упорно отказывается от государственной поддержки. Почему?

тачкин: Вообще, признаюсь, у меня несколько предвзятое отношение ко всем государственным театрам. По крайней мере к балетным. Я считаю, что многие их руководители могли бы сделать для своей труппы гораздо больше. Но государство их кормит, они этим злоупотребляют и совсем не ценят того, что у них есть. А в конечном счете это все равно превращается в частную лавочку за государственный счет. Только перед ними не стоит проблема выживания, и они довольствуются тем, что есть.

Многие просто не понимают, что это такое - иметь труппу в 50 артистов, выступать на лучших сценах мира и при этом не получать ни копейки от государства. Даже являясь советником председателя комитета по культуре, я не пользуюсь никакими преференциями. Нам неоднократно предлагали бюджетное финансирование, но мы отказывались, чтобы сохранить идею своей независимости. А остальные только ходят и ноют - дайте нам денег, нам не хватает. Понятно, что драматическим театрам действительно сложно зарабатывать, но музыку и балет продать на экспорт - ничего не стоит.

и: Говорят, вы достигли в мире такой популярности, что был даже случай, когда другая петербургская труппа назвалась вашим именем, чтобы привлечь к себе больше внимания.

тачкин: Да, такой случай был с Театром имени Якобсона около 4 лет назад в Америке. Очень неприятная история. Конечно же, это произошло не по инициативе самого театра - их просто купил определенный импресарио и явно хотел подороже продать. В Нью-Йорке стали рекламировать гастроли нашего театра и говорили, что сама Ирина Колесникова будет разъезжать с выступлениями по местным колледжам. Мы об этом узнали из писем, которые начали поступать на наш сайт от желающих попасть на те концерты. Сначала мы не понимали, в чем дело, а когда обман раскрылся, выяснилось, что никто не собирается предпринимать никаких мер. Пришлось нанимать адвокатов, и только после этого наши имена исчезли с афиш. В Театре Якобсона сказали, что это такой мой "черный пиар", и не стали как-либо комментировать ситуацию.

Могу добавить только то, что мы везем Ирину Колесникову в Нью-Йорк в 2013 году, и конечно же, это будет не какой-нибудь колледж, а Сити-холл. Ее имя за границей уже давно стало брендом высшего класса, и мы выступаем только на ведущих сценах.

и: Ни для кого не секрет, что Ирина Колесникова - ваша жена. Что началось первым - любовь или рабочие отношения?

тачкин: Ирина пришла к нам в 1998 году. Я обратил на нее внимание сразу. Помню, в середине первой репетиции "Лебединого озера" я сказал, что эту девочку готов выпустить на сцену уже завтра, даже если она будет падать - настолько я был впечатлен. Для меня до сих пор загадка, почему она после Вагановского моментально не оказалась в Мариинском театре. Ее туда попросту не приняли. Даже иностранная пресса об этом писала с удивлением.

Могу с твердостью сказать, что сейчас это лучшая Одетта-Одилия в мире. В 2006 году в телевизионном эфире я сказал, что ни одна балерина ни Большого, ни Мариинского театра по технике Одиллии с ней не сравнится, и пообещал, что если кто-то докажет обратное, то я съем свои очки. И они до сих пор целы.

У Ирины есть и линии, и актерское мастерство, и техника - это настоящий уникум. Мировая пресса не устает восхищаться ее талантом. Одна из наиболее влиятельных парижских критиков Николь Дюо писала: "Ирина Колесникова - это дива танца, с которой мало кто из звезд может сравниться".

Чтобы посмотреть выступления Колесниковой, люди съезжаются со всего света. Это единственная русская балерина, у которой проводятся свои ежегодные сезоны в Париже. Например, в ноябре там у нас состоятся 8 концертов, и к сегодняшнему дню на них уже продано более 14 000 мест.

Вскоре выйдет книга об Ирине под названием "Уже легенда", ее пишет знаменитая Нина Аловерт.

и: Как часто Ирина Колесникова выступает в Петербурге?

тачкин: Последний раз был достаточно давно - около года назад. С середины мая мы будем выступать со своей программой в театре Музкомедии, а затем, в июне, в нашем городе впервые пройдет Первый петербургский сезон Ирины Колесниковой на сцене Александринского театра: 16 и 18 - "Баядерка", а 24 и 25 - "Лебединое озеро". Это будет действительно масштабное событие, будет много представителей иностранной прессы.

и: Вы не думали создать в Петербурге собственную сцену?

тачкин: Нет, нам это совершенно не нужно. Я реалист, и понимаю, что собственный театр обязывает иметь какой-то постоянный ежедневный репертуар, нужно вкладывать в это огромное количество усилий, времени и денег. У нас весь бизнес за границей, и нам просто незачем менять ориентиры. С начала этого года мы уже выступили в театрах Великобритании, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии, Испании, Тайваня - 8 стран за 3 месяца. В конце мая нам очень хочется съездить в Японию, но до сих пор неизвестно, получится ли. Пока в Токио не прояснится обстановка с радиационным фоном, я не могу рисковать здоровьем артистов. Да и людям самим там сейчас не до танцев.

Что касается далеко идущих планов, то в 2013-2014 годах мы планируем начать делать современный балет. В качестве первого эксперимента, специально на Ирину Колесникову, возможно, будет поставлена "Анна Каренина". Премьера состоится в Париже, а потом пройдет по всему миру.
Комментарии
Прямой эфир