Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Назначить знатоком

Слово закон имеет в русском языке два основных значения. Оно может обозначать не зависящие от воли человека характеристики природных явлений: движения планет, существование сил притяжения, размножение и смертность всего живого и т.п.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Человек может лишь познать эти законы и затем, опираясь на них, облегчать свой труд, украшать свой быт, продлевать свою жизнь и т.п. Другое значение слова - это устанавливаемые властью обязательные для граждан правила поведения. Кажется, что здесь открыт самый широкий простор для творчества. Однако это не так.

Законы, отраженные в таблице Менделеева, не могут быть, например, российскими или американскими. Законы же, создаваемые властью, обычно действуют только на территории соответствующих государств. Законы природы носят практически вневременной характер. Между тем писаные законы обычно ограничены во времени, как, например, отечественная Конституция 1924, 1936, 1977 и 1993 гг. Наконец, о законе всемирного тяготения нельзя сказать хороший или плохой. А вот о "Законе об образовании" (полиции, рыболовстве и т.д.) говорить так совершенно естественно. Поскольку последние, как и чины, по словам А.С. Грибоедова, "людьми даются, а люди могут обмануться".

При самых замечательных устремлениях создателей закона существуют, по крайней мере, два ограничителя. Во-первых, финансовые возможности и, во-вторых, традиции общества. Еще Пушкин писал, что "лучшие и прочнейшие изменения те, которые приходят от одного улучшения нравов без насильственных потрясений". Поэтому можно утверждать, что работа законодателей очень похожа на работу ученых-естествоиспытателей, пытающихся открыть законы природы. А законодателям надо "открыть", как же именно можно исправить дурные традиции и укоренить добрые. При этом полной гарантии в том, что такое "открытие" состоится, никогда нет. Мало того, теоретически, как мы знаем из опыта естественных наук, решения может и вообще не быть. Вспомним словосочетание квадратура круга или вечный двигатель. Хотя говорят, что даже не очень хороший закон лучше, чем отсутствие закона.

Самыми главными полезными словами для работы законодателей выступают анализ - "всесторонний разбор, рассмотрение", аналитик - "специалист, занимающийся анализом", эксперт - "специалист, дающий заключение по какому-либо вопросу", экспертиза - "рассмотрение какого-либо вопроса экспертами и вынесение заключения". Добавлю, что значение двух последних слов пересекается с русским словом знаток - "человек, обладающий большими знаниями в чем-либо, тонким пониманием чего-либо".

Мне неизвестно слово, которое обозначает широко распространенную ситуацию, когда в качестве экспертов выступают люди в соответствии с их должностью, а не их реальными знаниями в той или иной области - директора, заведующие и другие начальники. Но я никак не могу понять, почему главными публичными авторами школьных образовательных стандартов у нас выступают директор издательства и бывший руководитель департамента образования Москвы. При всем уважении к административным, организаторским и иным талантам этих достойных людей я предпочел бы видеть на их месте других. Например, лучших учителей, авторитетных ученых, детских медработников-практиков, социально ответственных работодателей, мудрых отцов и матерей, бабушек и дедушек... Может, потому, что в русском языке нет соответствующего слова, мы никак не избавимся от ложного убеждения, что вчерашний химик или текстильщица, назначенные министрами культуры, автоматически становятся специалистами(экспертами, знатоками) в области культуры.

Главные враги подлинных специалистов обозначаются словами предвзятость - "мнение, сложившееся заранее, не основанное на анализе фактов", априоризм - с тем же значением, предубеждение - "предвзятое отрицательное отношение". Рядом с этими словами - словосочетание подгонка под ответ, видимо, знакомое многим по личному школьному опыту, когда любыми средствами данные из условия задачи комбинировались так, чтобы получить то, что фигурирует в том разделе задачника, который называется "Ответы". И если при всех этих обстоятельствах задачу удается успешно решить, надо еще найти слова, чтобы это решение было всеми ясно и единообразно понято.

Говорят, что ум хорошо, а два - лучше. По-моему, здесь акцент должен стоять на слове ум. И в связи с "Законом об образовании", например, мнение В.И. Вернадского, М.В. Келдыша или Д.С. Лихачева могло бы перевешивать мнения даже конституционного большинства в Госдуме.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...