Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вуди на Лазурном Берегу

Первым фильмом кинофорума, который увидят зрители, собравшиеся во Дворце фестивалей, станет "Полночь в Париже" Вуди Аллена. Одним из последних - "Елена" Андрея Звягинцева. 21 мая эта картина закроет программу "Особый взгляд".
0
Последние приготовления. На официальном постере кинофестиваля - актриса Фэй Данауэй (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Любимое занятие критиков - подсчитывать, сколько лауреатов каннских призов разных лет собралось в программе. И всегда получается много. 64-й фестиваль не стал исключением. Афиша пестрит громкими именами, и, глядя на список конкурсантов, предугадать исход соревнования невозможно. Не меньше, чем судьба каннского золота, киноманов волнует, например, как пройдет воссоединение Педро Альмодовара и Антонио Бандераса. В нынешнем конкурсе заявлен фильм, в котором они встретились после многолетнего перерыва. Или еще одна захватывающая тема - как освоил Ларс фон Триер сюжет, где Земле грозит столкновение с одной из планет, а Кирстен Данст соседствует в кадре с Шарлоттой Генcбур. Любопытно также, какими предстанут Брэд Питт и Шон Пенн в долгожданном "Древе жизни" Терренса Малика и расскажет ли Вуди Аллен о чем он собирается снимать кино в Риме.

Занимательных каннских сюжетов почти столько же, сколько названий в программе. Речь не только об основном конкурсе. Как никогда сильна секция "Особый взгляд", и, что особенно приятно, Россия в ней выступает мощно. Обе наши картины - и "Охотник" Бакура Бакурадзе, и "Елена" Андрея Звягинцева, поставленная на почетное место фильма - закрытия программы, абсолютно органичны в контексте европейского кино. При этом их национальная принадлежность не вызывает сомнений. Это фильмы о сегодняшнем состоянии России - каждый рассказывает свою историю, а вместе они дают очень точный портрет страны.

Герой "Охотника" - человек, живущий на земле, ощущает свою ответственность и за эту землю, и за людей, что рядом. Герои "Елены" - абсолютные его антиподы. В отличие от прошлых фильмов Звягинцева, где действовали, скорее, абстрактные величины, "Елена" предельно конкретна. Ее персонажи - не некие метафизические мужчина и женщина, а люди, живущие здесь и сейчас: в Москве на рубеже нулевых и десятых годов XXI века. Они из разных социальных слоев, их свел случай, а удерживает рядом друг с другом комфортность совместного существования, некий негласный договор. Обоим далеко за пятьдесят, у обоих есть дети от прошлых браков. Две социальные страты, которые редко соприкасаются, в этой картине вступают во взаимодействие. Мир бедных оказывается сильнее, чем мир богатых, но даже левацки настроенная публика вряд ли почувствует радость от этого обстоятельства.

"Елену" можно было бы переименовать в "Нашествие варваров", но вот только "варвары" в первоначальном значении слова - это молодые, пассионарные племена. А у Звягинцева они - лишенные какой-либо энергетики, не утратившие лишь способность к размножению люмпены. Люмпенизация всей страны - одна из самых страшных перспектив, и то, что об этом заговорил режиссер, которого всегда волновали, скорее, морально-этические, чем социальные аспекты существования, свидетельствует о многом. Итоги конкурса "Особый взгляд" будут подведены 21 мая, обладатель "Золотой пальмовой ветви" станет известен днем позже.

Особый взгляд на русскую "Елену"

О фильме "Елена" продюсер ленты Александр Роднянский рассказал обозревателю "Известий" Ларисе Юсиповой.

известия: Две первые картины Андрея Звягинцева - "Возвращение" и "Изгнание" - у кого-то, в первую очередь у зарубежной фестивальной публики, вызывали восторг, у кого-то - раздражение. Вы к какой категории относились?

Александр Роднянский: "Возвращение" произвело на меня сильнейшее впечатление. "Изгнание" несколько смутило, при этом я видел, что это фильм режиссера того же класса - абсолютно бескомпромиссного и способного на самостоятельные решения. Именно после "Изгнания" я подумал: если Звягинцев сможет сделать современное кино, то есть впустить в свои фильмы живых героев, при этом сохраняя визуальную силу, энергию, способность придавать бытовым деталям метафорическое значение, это будет мощно. Мне кажется, именно так и произошло с "Еленой". Случайного здесь нет - поэтому фильм интересно смотреть несколько раз.

и: Звягинцев - фестивальный любимчик. Но почему реакция отборщиков на "Елену" оказалась не безусловной?

Роднянский: Что значит "не безусловной"? Он взят на сильную позицию лучшего в мире фестиваля. Закрывает программу, которую открывает Гас Ван Сент и в которой участвуют фильмы Брюно Дюмона, Ким Ки Дука, Андреаса Дрезена. В этом году совершенно очевидно стремление фестиваля поднять статус "Особого взгляда". Почему фильм Звягинцева поставлен не в основной конкурс? Понятия не имею. Думаю, это связано с кураторским отношением фестиваля к каннской программе в целом. Тут же все имеет значение: и тематика, и, извините, звезды, которые могут пройти по красной дорожке.

и: Как вы думаете, "Елена" - это типично российская история?

Роднянский: С одной стороны, это фильм о кризисе нравов именно в России. С другой - он абсолютно универсален в том, что касается его основных позиций: жизни, смерти, ответственности, материнского инстинкта... Русскому фильму обычно нужны подпорки: вступление до и объяснение после. И я неоднократно этим занимался. Про фильм Андрея можно вообще ничего не говорить. И так все понятно. И если предыдущие его картины обвиняли в эпигонстве Тарковского, то здесь видно, насколько Звягинцев зрелый художник, который может использовать любой арсенал. "Елена" - очень современный фильм. При этом совершенно не чернушный. Будучи драмой, он оставляет комфортное ощущение.

и: У картины уже есть международный прокатчик?

Роднянский: Да, французская компания "Пирамида". Она, как правило, работает с форматом, который мы называем артстримом, и это идеально подходит "Елене".

О ходе фестиваля и работе российского павильона в Каннской национальной деревне "Известия" будут подробно рассказывать.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...