Резервный фронт партии
Уже в субботу на встрече председателя партии с общественниками был сформирован координационный совет ОНФ. По словам Путина, партия нуждается в свежих идеях и новых лицах. Фронт призван обеспечить их приток.
По действующему законодательству партийцы вправе включать в свои кандидатские списки на думских выборах беспартийных кандидатов, отдавать им до половины мест. Председатель Высшего совета партии власти Борис Грызлов предположил, что беспартийные "фронтовики" получат в списке "единороссов" до 150 мест (т.е. до четверти, всего в списке будет 600 кандидатов).
Что касается представителей других партий, то здесь все несколько сложнее. Закон запрещает включать в кандидатские списки чужих членов. Выход, полагаю, может быть найден в заключении соглашений о сотрудничестве в ходе избирательной кампании, в том числе о совместном согласовании списков и т.д.
Крупные российские партии (до 2001 г. - политические общественные объединения) регулярно прибегали к коалиционным форматам. Вступали в альянсы. Образовывали блоки - пока это разрешалось. Собирали вокруг себя пулы дружественных малых партий, общественных движений и организаций, иногда даже оформляли их отдельными структурами. Наиболее известным пулом был созданный при КПРФ летом 1996 г. Народно-патриотический союз России (НПСР), в который вошли партии и другие организации, ранее поддержавшие на вторых президентских выборах Геннадия Зюганова. (Руководство исполкома НПСР с 2001 г. стало конфликтовать с Зюгановым, в 2004-м КПРФ фактически отказалась от своего детища.)
"Единая Россия" отладила коалиционную работу практически с самого своего создания. В 2001-2003 гг. она партнерствовала с Народной партией, с 2004-го было налажено тесное сотрудничество с Аграрной партией и т.д. Что касается общественных объединений, то с наиболее крупными из них партия власти или ее думская фракция подписывали специальные соглашения о сотрудничестве. Некоторые из них получали квоты в кандидатских списках (например, "Деловая Россия" на думских выборах 2007 г.). Взаимодействие также осуществлялось через советы сторонников партии и т.д.
Тем не менее создание ОНФ все же следует признать политическим новаторством. Беспартийных общественников не просто позвали в попутчики, а открыто объявили интеллектуальным и кадровым резервом партии. С учетом обещания беспрецедентно большой списочной квоты впору говорить о запуске нового партийного призыва и, с другой стороны, о институционализации партии власти как своего рода "политического хаба", через который ответственные общественные лидеры смогут получать дополнительную трибуну, политические статусы и парламентские мандаты.
До сих пор все наши партии так или иначе предлагали программы и лозунги в первую очередь "для всех и каждого". Объективное разделение электората на множество групп интересов учитывалось, конечно, но лишь во вторую очередь. Для каждой социологически значимой группы старались придумать какие-то отдельные "фишки", вписывающиеся в изначально заданную общую концепцию. Путин, насколько можно понять, предложил несколько другой подход. Учитывать групповые запросы с самого начала (при составлении программы, подборе лозунгов), привлекая лидеров групп интересов, и адресно агитировать эти группы, используя потенциал и авторитет лидеров.
Другие парламентские партии до всего этого не додумались (и теперь кусают локти и огрызаются). Хотя если бы и додумались? Их ресурсный потенциал - даже совокупно - столь незначителен, что большинству общественников сотрудничество с ними просто не интересно.
И последнее. Если Владимир Владимирович вновь возглавит список "Единой России", то избиратели будут голосовать фактически не за партию, а за него. Выборы опять превратятся по сути в референдум. При этом не все избиратели Путина голосуют за "Единую Россию" (в прошлый раз часть из них проголосовала за "эсеров" и пр.). Необходимость консолидации голосов сторонников Владимира Владимировича, которые по тем или иным причинам не хотят голосовать за его партию, делает проект ОНФ еще более актуальным.
Читайте также: