В Канн поедут две российские картины
Программа 64-го Каннского фестиваля была объявлена еще 14 апреля. Затем, как и предполагали "Известия", последовали дополнения. Так, в основной конкурс включена мелодрама "Артист" французского режиссера Мишеля Азанавичуса, известного своими приключенческими комедиями про агента 117, и теперь жюри под председательством Роберта Де Ниро будет судить не 19, а 20 фильмов. А 21 мая на закрытии программы "Особый взгляд" покажут "Елену" Андрея Звягинцева.
"Особый взгляд" - вторая по значению каннская секция, куда, как правило, отбираются фильмы более радикальные, чем в основной конкурс. В нулевых, например, именно "Особый взгляд" зафиксировал, что в мире поднимается мощная румынская волна. В 2005-м здесь показали "Смерть господина Лазареску" Кристи Пую, а уже в 2007-м другая румынская картина - "4 месяца, 3 недели и 2 дня" дебютанта Кристиана Мунджиу - завоевала "Золотую пальмовую ветвь".
России в последнее время с "Особым взглядом" везло больше, чем с основным конкурсом. В 2008-м главный приз этой программы получил "Тюльпан" Сергея Дворцевого, в 2009-м в ней были представлены "Царь" Павла Лунгина и "Сказка про темноту" Николая Хомерики. В основном конкурсе за последние четыре года Россия участвовала только один раз - с "Предстоянием" Никиты Михалкова.
В этом году участником конкурса "Особый взгляд" от нашей страны стал фильм Бакура Бакурадзе "Охотник". С попаданием этой картины в программу вышел казус, не так уж часто встречающийся в фестивальной практике. В отличие от предыдущего фильма Бакурадзе - "Шультес", "Охотник" не понравился отборщику фестиваля Жоэлю Шапрону, курирующему Восточную Европу. И он не захотел даже включить его в пакет картин для представления каннской комиссии. Тогда сопродюсер "Охотника" Юлия Мишкинене отправила фильм на отбор, что называется, на общих основаниях, зарегистрировавшись на сайте. И за картину тут же началась борьба двух каннских секций: "Двухнедельника режиссеров", в котором Бакурадзе три года назад участвовал с "Шультесом", и "Особого взгляда".
Фильмы же, привезенные в Канны Жоэлем Шапроном, были отвергнуты. За исключением одного - "Елены" Андрея Звягинцева. Среди членов отборочной комиссии нашлись и горячие поклонники этой картины (по слухам, в их число входит и директор фестиваля Тьерри Фремо), и серьезные противники. В результате страсти вокруг "Елены" кипели вплоть до минувшей среды, когда решено было поставить фильм на почетное место закрытия "Особого взгляда". А на открытии покажут Restless (в российской версии - "Не сдавайся!") американского классика Гаса Ван Сента.
Составители каннской программы любят рифмы, переклички и странные сближения. Restless - это отягощенная непреодолимыми обстоятельствами история любви двух очень молодых людей, почти подростков. "Елена" - не менее драматичная история пары, уже прожившей большую часть жизни.
Андрей Звягинцев - не новичок в Канне. После триумфального дебюта с "Возвращением" в Венеции в 2003-м он попал в поле зрения всех крупных фестивалей мира. Следующий его фильм "Изгнание" уже был приглашен на Лазурный Берег - причем в юбилейный, 60-й по счету конкурс. Этот фестиваль стал счастливым для Константина Лавроненко, получившего каннское золото за лучшую мужскую роль. Как ни странно, в "Елене" Лавроненко, ставший фактически талисманом Звягинцева, не занят. Главные роли здесь сыграли режиссер Андрей Смирнов и театральная актриса Надежда Маркина, известная в первую очередь по постановкам Сергея Женовача.
Логично предположить, что следующим после Канна пунктом для фильма Звягинцева станет "Кинотавр", где его скорее всего покажут на церемонии закрытия. В отличие от "Охотника", "Елена" не может участвовать в кинотаврском конкурсе, поскольку ее продюсером является глава сочинского фестиваля Александр Роднянский.
Постороннему человеку такой градус страстей по столь незначительному вроде бы поводу как попадание или непопадание в Канны, может показаться признаком глубокого душевного нездоровья кинематографической среды. Однако дело здесь не только в творческих амбициях, но и в гораздо более приземленных вещах. Участие в фестивале уровня каннского поднимает рыночную стоимость фильма на совершенно иной уровень. Попадание в число призеров - уже следующая ступень. Предмет особой гордости слетающихся сюда со всех концов света дистрибьюторов - умение предугадать исход конкурса и купить фильм еще до получения им награды: так выходит гораздо дешевле.