Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

НАТО против Голливуда

Ведущие режиссеры и продюсеры США выступили с открытым письмом против новой политики студий-мейджоров. Устрашающие картины будущего, которое авторы письма предрекают американской киноиндустрии, в России давно знакомы.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Американская модель проката всегда была предметом зависти российских кинематографистов, идеалом, который казался недостижимым.

В США около 40 000 кинозалов, у нас почти в 15 раз меньше. Там можно выпустить фильм ограниченным тиражом, а если хорошо пойдет, допечатать копии и собрать отличный урожай (как это случилось в нынешнем сезоне с "Король говорит!"). У нас через две-три недели вылетаешь из кинотеатров, поскольку подпирают очередники (ненавистная продюсерам система "вертикального проката"). У них между кинорелизом и появлением фильма на других носителях проходит четыре месяца, у нас не успело название сойти с афиш, как на прилавках уже лежат диски. И так далее.

Но вот ситуация начала меняться. Не исключено, что если не перегнать, то догнать американцев мы все же сумеем. Правда, благодаря не нашим, а их усилиям.

Организация под названием NATO (National Association of Theatre Owners - Национальная ассоциация владельцев кинотеатров) стала инициатором открытого письма, осуждающего соглашение крупнейших голливудских студий с DirecTV. По нему фильмы смогут появляться на платном телеканале не через четыре месяца, а всего лишь спустя восемь недель после выхода в кинотеатрах.

"Это подорвет финансовую структуру американской киноиндустрии", - сказано в письме, которое, помимо членов NATO, подписали Джеймс Кэмерон и его экс-супруга Кэтрин Бигелоу, а также Питер Джексон, Майкл Бэй, Гильермо дель Торо, Роберт Родригес и еще несколько американских кинематографистов первого ряда.

"Студии-мейджоры пытаются таким образом компенсировать падение своих доходов, - утверждают авторы. - Но дешевая подписка на фильмы подрывает рынок более дорогостоящих DVD-релизов, а сокращение сроков выхода на телевидение - продажу билетов в кинотеатрах. Система VOD (Video on demand - видео по требованию) приведет к потере миллионов долларов и закрытию многих кинотеатров. А конкуренция между фильмами за попадание на оставшиеся экраны будет столь жесткой, что вытеснит из проката все картины, кроме стопроцентно коммерческих. У фильмов, которые постепенно завоевывают свою аудиторию, не останется шансов. Карьеры продюсеров и режиссеров, запускающих рискованные проекты, просто не смогут состояться".

Любопытно, осознают ли американские "подписанты", что их мрачные прогнозы стопроцентно совпадают с нынешней ситуацией в нашем прокате. Российские фильмы, которые постепенно завоевывают аудиторию, то есть артхаус и артстрим (из последних примеров - "Кочегар" Балабанова) повстречаться со зрителями просто не успевают. Со времен "Бумера" у нас, кажется, не было ни одной истории с наращиванием копий во время проката, зато с резким сокращением - сколько угодно. Если через месяц после старта "во всех кинотеатрах страны" фильм останется на нескольких десятках экранов, это можно считать серьезной удачей.

А вот что такое господствующая у нас система "вертикального проката", американские продюсеры уже успели узнать на собственном опыте. Как ни забавно, произошло это во время релиза "Аватара". Поскольку количество 3D-экранов пока ограничено (в США на тот момент их было около двух тысяч), фильм не добрал. Ведь его уже теснила "Алиса в Стране чудес". Именно поэтому спустя несколько месяцев Кэмерон выпустил картину на экраны еще раз, в так называемой режиссерской версии. Не содержащей, впрочем, кардинальных отличий от той, которую зрители уже видели.

Как известно, "Аватар" стал грандиозным толчком к росту 3D-залов во всем мире. В США на фильмы в новом формате пришлась в 2010-м пятая часть всех сборов. В России - более трети. Поскольку цены на 3D-сеансы значительно выше обычных, это дает прирост кассы, но не зрителей. Год назад те же Джеймс Кэмерон и Майкл Бэй выступили против политики конвертации в 3D изначально не рассчитанных на новые технологии фильмов. Утверждая, как и сейчас, что студии делают это в расчете сорвать быстрый куш, забывая о долгосрочных перспективах отрасли.

Тогда их не послушали. И, похоже, напрасно. По количеству проданных билетов январь 2011-го оказался в США худшим за последние 20 лет.

Видимо, одним из немногих, кто внял советам мэтров, был делящий свое время между Лос-Анджелесом и Москвой Тимур Бекмамбетов. Его "Ёлки" остались "плоскими" - что не мешает им пока лидировать в отечественном прокате с результатом 22,8 млн долларов.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...