Ансамбль в стиле ренессанс
Не заметить их нельзя - они перегородили Волгу, навеки изменив архитектурный ансамбль Углича и восприятие его с реки. Хотя древний облик города пострадал, нельзя отказать в достоинстве выбранному техническому и архитектурному решениям зданий гидроузла. Они создавались в 1930-1940-х годах, когда большое внимание уделялось эстетическому облику даже вполне прозаических промышленных сооружений.
Угличский гидроузел состоит из двух основных объектов: ГЭС с примыкающими водосливной плотиной и мостом и однокамерного шлюза с судоходным каналом, врезанным в левый берег немного севернее плотины. Внешне они представляют единое целое - мощный ансамбль, живописно вписавшийся в линию берегов. Как и многие здания той поры, все они оформлены в величественном классическом стиле. Причем, как одни из первостепенных созданий эпохи, они спроектированы первоклассными архитекторами В. Петровым, С. Бирюковым, Д. Зезиным, В. Щипакиным, с блеском применивших свои талант и знания.
Угличский гидроузел по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имел аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях. Если, к примеру, Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов - все это было впервые осуществлено на Верхней Волге.
Машинный зал ГЭС, где установлены две турбины, выполнен в виде массивного прямоугольного объема, поднятого на высокий цоколь и разделенного тремя тройными окнами. В этой видимой простоте и заключен монументализм. Все детали громадные - и пилястры, и карниз, и несомый аттик с полукруглыми люнетами, и гладь стен, обработанная рустом.
В стиле в основном использованы черты архитектуры Древнего Рима и заметно влияние ренессанса. Примыкающей с севера эстакаде крана тоже не отказали в изяществе. Ее устои - мощный ряд колонн, а основание рельсов - антаблемент. Мост рядом с ней в виде протяженной арки. А завершающая часть из двух колонн и башен, обращенная к дороге на шлюз, напоминает античные пропилеи. Шлюз Углича украшен монументальной аркой, под которой проходят большие и малые суда. В ее облике нет черт триумфальной арки, она скорее напоминает стилизованные античные крепостные ворота с двумя фланкирующими башнями и средней частью.
В оформлении взяты за основу, кажется, формы ренессанса. Таковы арочные галереи с колонками, венчающие устои и арку, небольшие балкончики на консолях; тщательное утонченное изящество. Для облицовки зданий использован оригинальный материал - бетонная плитка, имитирующая натуральный камень. Именно из нее выполнены все детали - и профили карнизов, и наружная отделка пилястр, и разные вставки, картуши, создающие два основных тона - красный гранит и белый мрамор. В самых прозаических местах и у воды - простая штукатурка, бетон. Для изображения государственной символики и звезд, возможно, применена техника сграффито. Все это сообщает определенное благородство, правильность форм, лишает здания каких-либо погрешностей. И отдельно необходимо отметить высокий профессионализм и вкус архитекторов, хорошо знавших классическую архитектуру и столь удачно применивших свои знания на деле. В наши дни здания гидроузла - не только одни из крупнейших индустриальных сооружений города, но и часть ансамбля, образа современного Углича. Их облик - важный вклад в многовековую архитектурную летопись города и своего рода камертон точных классических форм, позволяющий на месте лучше понимать и оценивать старинные здания, которыми так славится Углич.