Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Криминальная страсть

Французская полиция задержала с поличным главного потрошителя европейских музеев и галерей Стефана Брейтвизера. Ему предъявлены обвинения в хищении около трех десятков картин, а также других произведений искусства.
0
Выйдя из тюрьмы, Стефан Брейтвизер клялся, что никогда не переступит порог музея, однако вскоре совершил очередную кражу
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Они были обнаружены у него дома в небольшом эльзасском городке Мармутье. Среди его "трофеев" картина ученика Брейгеля, которая оценена в 50 тысяч евро. Он украл ее в музее бельгийского города Намюра. Другие ценности - чаши, подсвечники, старинные часы - вор упрятал на дне озера, откуда их извлекли водолазы. Вполне вероятно, что найдутся и другие пропажи.

Внук эльзасского художника, 39-летний Стефан Брейтвизер, бывший продавец в супермаркете, оказался злостным рецидивистом. С 1993 по 2001 год он похитил в общей сложности 230 произведений искусства в восьми странах - от Франции и Швейцарии до Германии и Дании. Стефан промышлял не только в провинциальных музеях, но и в замках, церквях и даже на аукционах. В его "собрании" оказались, в частности, рисунки Дюрера, Ватто, Буше, а также картина Кранаха-старшего, которая была оценена в пять миллионов евро. Он украл ее в немецком курортном городке Баден-Баден.

Первый раз Брейтвизера арестовали в 2003 году в Швейцарии. Тогда его перепуганная мать, пытаясь скрыть "улики", выбросила около ста произведений искусства в канал, связывающий Рейн с Роной. Страсбургская Фемида проявила исключительную мягкость. Клептомана приговорили всего к двум годам и двум месяцам тюрьмы, а в 2005-м отпустили на волю. На процессе Брейтвизер уверял, что он, "эстет-мегаломан", пал жертвой своей безудержной страсти к коллекционированию.

На свободе Брейтвизер издал автобиографические "Признания похитителя произведений искусства". Утверждал, что украл более трехсот работ, но клялся никогда даже не переступать порога музеев. Однако природа взяла свое. К тому же нужны были средства и для существования, и для выплаты компенсаций музеям. Странно, что сыщики нескольких стран во главе с французским Центральным бюро по борьбе с хищениями культурных ценностей и при поддержке Интерпола долгое время не могли выйти на след рецидивиста. Не менее странно и то, отмечают эксперты, что провинциальные музеи до сих пор не приняли никаких серьезных мер для охраны своих коллекций.

* * *

Семь знаменитых похищений

1. 21 августа 1911 года. В Лувре итальянским ремесленником-зеркальщиком Винченцо Перуджиа похищена "Джоконда" Леонардо да Винчи. Картина нашлась два года спустя, а 4 января 1914 года вернулась в Париж.

2. Октябрь 1985 года. Из парижского Музея Мармоттан украдено девять шедевров. В их числе - легендарное полотно Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Пять лет спустя пропажу обнаружили на заброшенной вилле на Корсике.

3. 18 марта 1990 года. Из Музея изобразительных искусств Бостона похищены 12 полотен, в том числе три Рембрандта и Вермеер.

4. 1993 год. Из венецианской церкви Мадонна-дель-Орто, в которой покоится прах Тинторетто, исчезло полотно Джованни Беллини "Мадонна с младенцем".

5. 2004 год. Из Музея Осло злоумышленники похитили полотна норвежского художника Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна". Два года спустя они были найдены и после реставрации возвращены музею.

6. 2008 год. Жертвой грабителей стал один из музеев Цюриха, из коллекции которого пропали полотна Сезанна, Моне, Дега и Ван Гога.

7. Май 2010 года. Из парижского Музея современного искусства вынесено пять полотен - Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матисса, Жоржа Брака, Фернана Леже.

* * *

США, Япония и Россия - главные скупщики краденого

В базе данных, которой располагает французская полиция, числятся 85 тысяч украденных произведений искусства. База данных Интерпола скромнее - она насчитывает 35 тысяч единиц. Найти пропажу, признают эксперты, почти так же трудно, как иголку в стоге сена. "Сплошь и рядом похищенные полотна исчезают, не оставив следов, на многие десятилетия, - отмечают полицейские. - Нельзя исключать, что некоторые картины заказывают безумные коллекционеры, которые мечтают любой ценой заполучить тот или иной шедевр и упрятать его в банковском сейфе".

По данным Интерпола, лидерами по музейным кражам являются Италия, Франция, Россия и Германия. Специалисты считают одним из главных центров перепродажи краденного тихую Бельгию, откуда "товар" переправляется в Соединенные Штаты, Японию и Россию. Именно в этих странах находятся основные клиенты - скупщики шедевров.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...