Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Современнику" - 175

175 лет назад у России появился любимый литературный журнал - "Современник". Впрочем, начинался он как элитарный междусобойчик. На всю страну нашлось не более шестисот подписчиков. И это при том, что главным редактором, автором и составителем был Александр Сергеевич Пушкин.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Создать литературный журнал в эпоху Николая I было совсем не просто. Но Пушкин и его ближайший друг - гениальный издатель Петр Плетнев справились с этим нелегким делом. Строго говоря, "Современник" был не журналом, а альманахом, выходящим четыре раза в год. Но и этих четырех раз хватало, чтобы напечатать самого Пушкина и Гоголя. Да что там - даже ради публикации никому неведомого молодого поэта Тютчева журнал стоило создавать.

Однако современники "Современника" предпочитали занимательные приключения - отечественные и переводные издания Греча. Массовый читатель во все времена одинаков. Приключения носа, сбежавшего от майора Ковалева, требуют определенной игры воображения и работы ума. А романы Фаддея Булгарина ничего не требовали. Чтиво победило литературу. "Современник" Пушкина разорился.

После смерти поэта Плетнев прикладывал героические усилия, чтобы в нарастающей борьбе между западниками и славянофилами сохранить нормальную пушкинскую позицию - быть и патриотом, и гражданином мира. Но в журнальной полемике всегда побеждает неистовый экстремизм.

Пушкин при жизни вел переговоры с молодым, горячим, неистовым Виссарионом Белинским. Юные дети лекарей и священников яростно теснили родовых дворян. Пушкина Белинский хвалил, но как-то свысока, слегка нравоучительным тоном. В конечном итоге "Современник" стал безраздельной вотчиной Белинского и Николая Некрасова. Примкнули к журналу, еще не утратившему пушкинского ореола, и Тургенев, и молодой Лев Толстой. Однако время было горячее, журнал все более политизировался, становился все популярнее, теряя свою художественную силу. В конечном итоге и Толстой, и Тургенев из журнала ушли. И это весьма знаменательно. Главными в литературе стали критики, а не сами творцы. Тогда же установился странный прием - использовать художественное произведение как повод для пропаганды тех или иных политических взглядов. В отсутствие свободы художественная литература заменила парламент. Это обстоятельство честно признавал и сам Белинский.

Но и в своей правоте, и в неправоте "Современник" оставался самым живым и самым правдивым литературным журналом. Хотя бы уже потому, что выражал точку зрения людей талантливых и незаурядных.

В советские годы принято было считать, что "Современник" отстаивал единственно правильный метод - критический реализм. В этом есть доля истины. Но видеть в метафорах и гиперболах "Мертвых душ" только критику крепостного права или один лишь реализм - значит уничтожить Гоголя.

"Современник" стал журналом протестным. Это принесло ему славу на все времена. Он высмеивал тупость чиновников и косность неограниченной верховной власти. Но главное, унаследованное от Пушкина, - любовь и сочувствие к простому человеку. Эту традицию продолжил уже во второй половине ХХ века "Новый мир". Еще один журнал - заступник за всех людей. Особенно за тех, кто в этом заступничестве нуждается.

Почему полтора века спустя - в условиях относительной свободы печати - у нас нет такого любимого журнала? Ответ прост: "Современник" создавали люди, известные всей читающей России. Они сочувствовали стране, и страна сочувствовала им. Частица "со" не случайна в названии "Современник". Так уж сложилось, что литература у нас - главная заступница за человека. Бренд "Современника" пытались присвоить многие, но он остался там, в XIX веке, когда литература говорила правду о человеке и всей душой сострадала ему.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...