Близкие звезды

В наше время заманить подрастающее поколение в музей можно, только если он действительно необычный.
Замысел создания музея принадлежит Сергею Королёву (фото: Глеб Щелкунов/«Известия»)

Московскому мемориальному музею космонавтики в этом повезло: 107-метровая стела монумента "Покорителям космоса", в основании которой он расположен, неизменно притягивает взгляд любого, кто выходит со станции метро "ВДНХ".

Открытый в апреле 1981 года, спустя 20 лет после ставшего легендарным полета Юрия Гагарина, музей четверть века ютился на небольшой площади, выставляя в залах едва ли десятую часть имеющегося фонда. Однако недавняя реконструкция - для посетителей музей снова открылся всего два года назад - превратила его в одну из самых необычных экспозиций Москвы. Многоуровневое пространство - круглые двери, светящиеся дорожки, металлические пандусы - вмещает всю историю развития космонавтики: от запуска первого спутника в 1957 году до наших дней, а знакомые каждому по учебникам экспонаты обретают новую жизнь. Вот Белка и Стрелка замерли навсегда под стеклянным колпаком. Вспомнив о них, Юрий Гагарин как-то отшутился на вопрос слишком навязчивого корреспондента: "Уж и не знаю, кто я теперь в космосе: первый человек или последняя собака". Чуть дальше - макет первой капсулы, в которой отправилось на орбиту живое существо, это странной конструкции небольшой аппарат, не идущий ни в какое сравнение с современными моделями. Ярко-оранжевый скафандр, смешной круглый шлем, тяжелые и неудобные приборы для работы в открытом космосе - осколки прошлого, на первый взгляд никак не связанные с повседневной жизнью обычного человека.

Однако первое впечатление чаще всего обманчиво. "На орбите нашей планеты сейчас огромное количество разнообразных аппаратов, - экскурсовод уверенно маневрирует среди макетов, направляясь в дальний конец зала, к модели первого в мире искусственного спутника. - Отключите их, и Земля сразу откатится во времени на полвека назад: нарушится соединение интернета, пропадет мобильная связь и большая часть телевизионных каналов, перестанут функционировать навигационные системы. Каждый из спутников в этом зале был шагом к тому, что мы имеем сейчас. И каждый из них изменил судьбу человечества".

Человечество, представленное в данный момент группкой школьников лет 15, экспозицию осматривает не без скепсиса: уж слишком мало эти тяжелые аппараты похожи на изящные силуэты современных космических спутников, которые они привыкли видеть на экранах телевизоров. Но от зала к залу - от прошлого века к современности - их скептицизм постепенно улетучивается. Да и сами залы преображаются: вместо выставочных стендов и манекенов за стеклом на стенах появляются снимки Земли из космоса и интерактивные панели, которые по касанию пальца разворачивают на экране чертежи и фотографии современных орбитальных станций, позволяя каждому почувствовать себя героем научно-фантастического фильма. И вот уже вся группа грузится в базовый блок станции "МИР" - макет в натуральную величину, детально воспроизведенные внутренние помещения, чтобы констатировать: быть космонавтом сложно, неудобно и - тесно!

XX век принес человечеству телефон, интернет и мечты о других планетах. Но и тогда, и сейчас экскурсии Мемориального музея космонавтики расписаны на несколько месяцев вперед, а школьники в его стенах бурно обсуждают звезды, до которых, оказывается, запросто можно дотянуться.