Детство закончится приговором
Процесс, заочно окрещенный "делом последней коричневой банды", теперь может завершиться в рекордно короткие сроки. Всего пять месяцев понадобилось суду, чтобы рассмотреть это дело по существу. Напомним, что в октябре 2010 года судья Ирина Туманова провела предварительные заседания по делу жестоких юнцов, избивавших людей "с неславянской внешностью" (им вменялось 8 преступлений, среди которых - убийство). Через несколько дней судья отправила дело прокурору для доработки. Поводом для этого решения, о чем написали "Известия" 15 октября прошлого года, было плохо подготовленное обвинительное заключение.
К началу новых слушаний из 25 обвиняемых осталось только 20, поскольку по 7 преступным эпизодам истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. То есть, выражаясь юридическим языком, государство прекратило преследовать обвиняемых. Остальные 12 эпизодов, вменяемых в вину молодым экстремистам, суд рассмотрел практически "в темпе вальса".
На судебных прениях, начавшихся 29 марта с выступления государственного обвинителя, обстановка была уже не такой бодрой, как в начале судебных слушаний. Исчезла "школьная" атмосфера, пропало нелепое хихиканье, растаяла и энергичная подростковая бравада подсудимых. В зале суда теперь сидели вдруг разом повзрослевшие, аккуратно причесанные отроки в строгой, приличествующей моменту одежде. Что, правда, не мешало им периодически сопровождать гоготом некоторые идиоматические обороты в строго выстроенной речи прокурора.
А прокурор и впрямь был строг. Всю свою долгую речь (представитель прокуратуры Надежда Мариинская выступала почти 3 часа) государственный обвинитель доказывала, что никакой спонтанности в действиях подсудимых не было, и что все их преступления были четко спланированы. Прокурор также отметила, что на видеозаписях, где фигурировали подсудимые, она не увидела ни тени раскаяния. Сторона обвинения просила признать подсудимых виновными по всем инкриминируемым им преступным эпизодам.
Отметим, что сторона защиты весь процесс придерживалась обычной тактики - все нападения носили исключительно спонтанный характер, умысла на убийст-во у подростков не было. Просто "так получилось".
Вообще, как отмечали "Известия" в публикациях 6 и 15 октября прошлого года, разнородный характер группы юных блюстителей "чистоты крови" и явился главным козырем адвокатов. На стадии судебного следствия от подсудимых часто можно было услышать показания вроде "а я только один раз пнул". Именно на момент однократного участия в избиениях и уповали защитники большинства обвиняемых. В итоге свою вину полностью признали только двое подсудимых. Кроме того, показания юных экстремистов, как под кальку, пестрели рассказами про тяжелое дет-ство, угнетения от лиц неславянской национальности, что якобы и послужило толчком для участия в избиениях как некой компенсации за ранее перенесенные обиды.
Пока еще неясно, позволит ли такая тактика рассчитывать на снисходительность присяжных, разжалобит ли их юный возраст подсудимых. Одно можно сказать точно - защита сделала все возможное и учла малейшие оплошности стороны обвинения, не забывая, правда, в кулуарах внушать своим подзащитным, что все-таки отвечать за свои поступки надо, и это процесс неизбежный, решающий акт которого в виде приговора вот-вот наступит.