Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Встреча с Кощеем

Затейники из регионов страны пустились во все тяжкие. Возможно, не от легкой жизни.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В магазинах скупаются сборники русских народных сказок. В них отыскиваются подходящие персонажи. После чего персонаж объявляется фигурой исторической. С конкретной биографией. И Родиной, которую вопреки пословице выбирают. После того как Дед Мороз угнездился в Великом Устюге, оказалось, что вотчина Колобка - Ульяновская область (недаром другой уроженец региона так ловко уходил от царской охранки). Снегурочку расквартировали в Костроме. Кощей Бессмертный родился на Алтае (хотя мог ли родиться тот, кто бессмертен, - вопрос онтологический). А Бабу Ягу прописали в деревне Кукобой в Ярославской области.

Оные действия имеют, конечно же, простую меркантильную подоплеку. Деревня грезит о туристах. Понятно, что туристов в деревне не очень-то любят и ждут. Однако же с упорством татя, поджидающего купеческий караван под развесистым кленом, вопиют: "Придите, и потратьте, а мы уж своего не упустим". Если кому-то сравнение с татем покажется излишне сильным, то я рекомендую оппоненту ознакомиться с ценами на гостиницы и туры в России. Сравнить их с ценами за рубежом. Сопоставить качество услуг. И удивиться, что при таком раскладе люди все-таки едут, озирают, восторгаются. Я людей не сужу. Обрыдл берег турецкий. Но почему родная березка оказывается всегда дороже закордонного платана, а соловей берет за свои рулады как оперный гений (цикады же радуют практически бесплатно).

Впрочем, есть у этого сказочного бизнеса и другая сторона. Не кажется ли вам странной сама идея? В других-то государствах как. Вот ручей, возле которого у Наполеона перестала дергаться лодыжка. Вот храм, где Лютер повздорил с католиками. А там место знаменитой битвы, воспетой в ирландских сагах. Местничество - прием, излюбленный турбизнесом повсюду. Так неужели у нас нет всамделишных ручьев? Есть. Вот, например, в Голосовом овраге, что в Коломенском в Москве, по дну которого протекает ручей и доныне, воины Дмитрия Донского после Куликовской битвы омывали свои раны. Сегодня в этом овраге собираются экстрасенсы и ловят привидений, а про историю с Донским знают лишь краеведы. Неинтересны нам подлинные герои. Они были потными, ходили в рванье и, возможно, временами нецензурно выражались. То ли дело Колобок.

Самое смешное, что даже под Бабу Ягу (за Кощея, впрочем, не поручусь) можно отыскать что-то на самом деле историческое. Так, лет 15 назад в Воронежской области нашли остатки храма, в котором, возможно, приносили жертвы Яге, об этом писал академический журнал "Российская археология". Я не был на этом месте. Уверен, что там и посейчас голое поле. Побоку быль. Сказку сделаем былью с нуля, на чистом пространстве безмолвных пажитей.

Проще всего было бы объяснить эти сказочные явления нашей склонностью к мистике. Или вековой привычкой к тому, что все должны быть где-то прописаны, а просто так шляться по миру негоже. Как-то иначе, складнее, тоже, наверное, можно объяснить, но я не знаю как. Мне другое важнее. Мне бы хотелось, чтобы мы помнили нашу настоящую историю. Сказочный герой хорош, пока он живет в пределах сказки. Так экранный супермен, если столкнуться с ним в ресторане быстрого питания, оказывается стареющим актером с потухшим взглядом. Пусть Бэтмены остаются в целлулоиде кинопленки, а Колобки - в модуляциях голоса мамы, читающей сакральный текст. Не надо опошлять. Кощное (потустороннее, подземное) непостижимо. Вы хотите встречи с Кощеем? Придет время - увидитесь.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...