Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Победили дружба и "Кандагар"

В Москве в восьмой раз прошла церемония вручения премий гильдии операторов "Белый квадрат". Победили дружба и оператор фильма "Кандагар" Владимир Башта.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на большое количество покровителей и партнеров - тут и киноакадемия "Золотой орел", и Российский фонд культуры, и компания "Всемирные русские студии", - "Белый квадрат" так и не обрел постоянного пристанища. Нынешняя церемония состоялась в Театре им. Наталии Сац. Замыслу организаторов (арт-дирекция - Алексей Агранович и Игорь Гурович) ничто не мешало, и сразу стало понятно, что не только операторский цех - самый дружный и профессиональный в российском киносообществе, но и церемония у них самая симпатичная.

Каждый год гильдия операторов выбирает пять номинантов. На сей раз ими стали Юрий Клименко ("Край"), Павел Костомаров ("Как я провел этим летом"), Владислав Опельянц ("Утомленные солнцем-2. Предстояние") и Владимир Башта, который номинировался сразу за две картины: "Брестскую крепость" и "Кандагар". Не попавшего в номинацию Михаила Кричмана ("Овсянки") президент гильдии Игорь Клебанов поздравил со сцены с наградой Венецианского фестиваля.

Победителя из финальной пятерки называет жюри, состоящее из трех операторов, режиссера, художника, кинокритика и продюсера. В варианте-2011 - это Вадим Алисов, Михаил Мукасей, Сергей Мокрицкий, Борис Хлебников, Владимир Светозаров, Лариса Малюкова, Сергей Мелькумов.

Поскольку создатели "Предстояния" просили его не рассматривать (вторая часть - "Цитадель" - пока не вышла), выбирать пришлось из трех имен. Победил Владимир Башта. Выйдя на сцену, он поинтересовался, за что именно его наградили (оказалось - за "Кандагар"), и посвятил победу своему вгиковскому мастеру - умершему шесть лет назад Леониду Калашникову.

Насколько важны для операторов школа и преемственность, нынешняя церемония продемонстрировала сполна. Тепло приветствовали Вадима Юсова, который пришел поболеть за коллег. Долго аплодировали Юрию Клименко, снявшему первый свой фильм почти сорок лет назад. Обладатель награды Берлинского фестиваля за операторское мастерство и номинант "Белого квадрата" Павел Костомаров, поднявшись на сцену за своим дипломом, вспоминал, как начинал подручным у Владимира Башты, а потом попал на съемки "Дневника его жены" Алексея Учителя и стал ассистентом у легендарного Клименко.

Почетный приз им. Сергея Урусевского за вклад в операторское искусство Карен Шахназаров вручал человеку, который снимал его дипломный фильм и первую "взрослую" картину, - Владимиру Карловичу Шевцику. Шахназаров рассказал, как на съемках актриса попросила Шевцика "подсветить ей глаза". Тот мрачно ответил: "Для этого их надо иметь". "Скверный характер, - заключил Шахназаров, - у операторов почему-то всегда сопутствует мастерству". Кстати, операторский талант у Шевцика не единственный. Он отлично поет. Оказывается, его голос слышали мы и в "Зимнем вечере в Гаграх", и в "Мы из джаза" - он пел за Панкратова-Черного.

А началась церемония с вручения специального приза людям, без которых многие операторы не мыслят своего существования, - колористам Эдуарду Гимпелю и Божене Масленниковой. Эта награда называется "Операторское признание", вручал ее Никита Михалков, который сказал, что в современном кино, да и в жизни тоже, масса подмен. А мастерство оператора - та редкая категория, которую подменить невозможно.

Сами организаторы называют "Белый квадрат" премией киноизобразительного искусства. И в их исполнении это определение не кажется слишком высокопарным.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...