Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ложные тревоги

Самым модным публицистическим жанром этого сезона стал экспертный доклад.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Эксперты и те, кто считается таковыми, буквально наперегонки выдают пространные тексты, содержащие оценки текущей ситуации в экономике, политике и пр. (как правило, негативные и алармистские), описания сценариев ее развития и, главное, предложения по "исправлению" или даже цельные реформаторские программы. Степень радикальности последних варьируется, но всем прекрасно известно, что чем она выше, тем больше медийного внимания привлечет доклад.

Всплеск экспертной активности объясняется предельно просто. Разворачивается думская кампания, до старта президентской осталось всего ничего. Остроты придает интрига вокруг главной и основной кандидатуры. Имени пока не знает никто. Впрочем, многие старательно делают вид, что знают, или пытаются выдавать желаемое за действительное. Журналисты обеспечены темами для заметок и сюжетов. Политизированная публика - темами для дискуссий. Все радостно читают, пересказывают и обсуждают. Все заняты делом. Красота!

Не то чтобы мне очень хотелось кому-то испортить настроение, но все же нужно, думается, немного отрезвить обстановку. Все эти доклады не имеют или почти не имеют какого-либо отношения к нашему будущему (хотя они могут более-менее адекватно отражать недавнее прошлое и даже настоящее). Я хорошо знаю, о чем говорю, поскольку в разное время сам участвовал в написании подобных докладов и/или в их PR-продвижении.

Экспертный доклад по своей сути всегда есть либо презентация, либо оферта, либо манифест, либо "микст" из перечисленного.

Презентация. Авторы доклада презентуют себя в экспертном качестве или подтверждают свою квалификацию. Причем ключевое значение имеет не содержание соответствующего доклада, а сам его выпуск. Мол, в такой ситуации мы не могли не высказаться, положение обязывает. Иначе ж какие мы эксперты? Публикуя доклады, некоторые стремятся также продемонстрировать свое "тайное знание". Или свой допуск к "тайному знанию". (Все гадают на будущего президента, нервничают. Кто будет? Что будет? А нам уже известно! И имя, и не только имя! Уже работаем на [имярек], даже программу написали.)

Оферта. Если целевой аудиторией презентации являются коллеги-эксперты, журналисты, "пикейные жилеты" и "блогеры-хомячки", то оферта, понятное дело, обращена к людям, принимающим решения. Им предлагается в прямом смысле купить идеи, проекты, программы, а точнее, нанять их разработчиков. Ну или хотя бы обратить внимание на умных и талантливых людей, готовых работать. А то мало ли что потребуется?

Манифест. Текст не просто экспертный, а идеологический. Адресатом манифеста по общему правилу должна быть вся общественность. Ну или какая-то значительная ее часть ("прогрессивная", "патриотическая" и пр.). На практике же круг реальных адресатов манифеста может быть намного уже. Вплоть до того, что у него оказывается всего один адресат (естественно, очень статусный). В таком случае перед нами открытое письмо, упакованное в манифест. Настоящий манифест имеет целью вбросить в массы или определенное сообщество какие-то идеи, побудить некое число людей к действию. Письмо, оформленное в виде манифеста, - соответственно, донести идеи до единственного адресата, побудить к действию конкретно его. Здесь важно понимать одно: сам факт того, что к нему обращаются таким специфическим образом, свидетельствует, что иных способов коммуникации с ним нет. Или они заведомо не гарантируют ни внимания к обращению, ни ответной реакции адресата. Тот, кто общается регулярно, кого слышат и слушают, не нуждается в СМИ и интернете. Честно говоря, эффективность манифестов и открытых писем в наше время невелика.

Что до "микстов", то обычно смешивают презентацию с офертой или оферту с манифестом. Тут, полагаю, все понятно, пояснять не требуется.

Хочу, чтобы меня поняли правильно. Я не против того, чтобы коллеги пиарились, тешили тщеславие и зарабатывали деньги (хотя не могу одобрить настойчивый вброс заведомо вредных идей вроде восстановления прямых выборов глав регионов). Давайте просто называть вещи своими именами.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...