Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Армия
Научно-производственный центр беспилотников создадут в Минобороны РФ
Общество
В память о погибших при исполнении сотрудниках МЧС в Донецке высадили аллею
Общество
Военкор Первого канала Прокофьева назвала погибшего Еремина настоящим воином
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Происшествия
Временную насыпь под тюменским Ишимом размыло паводком

Реквием по Ахматовой

На сцене парижской Опера Бастилия состоялась мировая премьера оперы "Ахматова". Автор - молодой французский композитор Бруно Мантовани. Постановщик - директор Парижской оперы Николя Жоэль.
0
Большинство французской публики не слышало имени Ахматовой
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Cпектакль, который отныне вошел в репертуар одного из лучших театров мира, безусловно, стал событием. Для французов новая опера - это и открытие Ахматовой. Большинство публики, как ни странно, не слышало ее имени. "Моя опера, - рассказывает Бруно Мантовани, - это прежде всего драма художника, которому пришлось жить и творить в условиях диктатуры. Одновременно это и личная драма - конфликт с сыном - Львом Гумилевым, оставивший незаживающую рану в сердце Ахматовой".

Либретто написано штатным драматургом Парижской оперы знатоком русской поэзии Кристофом Гристи. Трехактная опера из 11 сцен продолжается два часа и охватывает два десятилетия жизни поэта. Действие начинается в 1937 году, в ленинградской коммуналке, где Ахматова живет с сыном, бывшим мужем - искусствоведом Николаем Пуниным и его тогдашней спутницей Ольгой. Ночью Анне Андреевне мерещатся чекисты, которые являются с обыском. Лев успокаивает мать и прогоняет призраки. Но видения оказываются пророческими: вначале забирают Пунина, а потом и сына.

Гитлер объявляет войну. Ахматова вместе с Чуковской и Раневской уезжают в эвакуацию в Ташкент. Чуковская постоянно напоминает Анне Андреевне о сыне, которому она должна помочь. После войны Ахматова возвращается в разрушенный Ленинград, где встречается с сыном. Появившуюся надежду на лучшее будущее перечеркивает Жданов, который в 1946 году "пригвоздил" Ахматову: "То ли монахиня, то ли блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой".

Второй арест Льва. Ахматова встречает английских литературоведов, которым вынуждена заявить, что Сталин и Жданов "правы". Возмущенные англичане принимают ее за сумасшедшую. Умирает Сталин, но Анна Андреевна не верит в возможность перемен. Раневская снова напоминает ей о судьбе Льва и умоляет помочь ему. Ахматова ссылается на свою беспомощность и обвиняет власть в том, что она разлучила мать и сына. "Я родила сына для каторги", - говорит она Раневской.

Наконец, Лев возвращается из лагерей в Ленинград. Он рассказывает, что ему пришлось пережить в ГУЛАГе, упрекает мать в том, что она ничего не сделала для его освобождения. Анна Андреевна пытается оправдаться, но сын неумолим. Терзаемая раскаянием, она остается в отчаянном одиночестве...

Как ни странно, в парижской "Ахматовой" обошлись без русских певцов, которые здесь частые гости. Заглавную роль исполняет немецкая меццо-сопрано Янина Башле. Партию Льва Гумилева - венгерский тенор Атилла Кисс, Лидии Чуковской - армянская певица Вардуи Абрамян, Фаины Раневской - французское сопрано Валери Кондолучи, Николая Пунина - французский баритон Лионель Пентре. И, конечно, одну из главных ролей в спектакле играет хор - глас русского народа.

Декорации выдержаны в черно-серых тонах. Не обошлось без Амадео Модильяни. Его знаменитый портрет Ахматовой служит фоном спектакля и запечатлен на афишах, расклеенных по всему Парижу.

Русская нота слышна в музыке - экспрессивной, мрачной, трагической. Она навеяна прежде всего рахманиновским "Всенощным бдением". По мнению критиков, чувствуется и влияние Шостаковича с его "Леди Макбет Мценского уезда". "Сочиняя музыку, - говорит Бруно Мантовани, - я слушал записи ахматовского голоса. И мы включили в текст оперы ее знаменитые стихи". На сцене также звучат строки Пушкина, которого Ахматова любила больше всех поэтов.

Во время овации впервые на моей памяти на сцену полетели цветы - во Франции это не принято. Наибольший успех выпал на долю композитора и постановщиков, а также Ахматовой - Башле, величественной, трагической, непокоренной.

Помимо спектакля парижская Опера посвящает русскому поэту музыкально-поэтические вечера. Известная актриса Франсуаза Фабьен читает ее стихи, музыканты и певцы исполняют прокофьевский цикл "Пять стихотворений Анны Ахматовой", а также произведения Шопена, Скрябина, Шостаковича и самого Мантовани.

Комментарии
Прямой эфир