Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Отношения нового уровня

Почему российско-норвежский Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане называют историческим? Каковы перспективы России в Арктике? Об этом корреспонденту "Известий" Екатерине Забродиной рассказал замминистра иностранных дел России Владимир Титов.
0
Владимир Титов: «Вряд ли термин «рыбные войны» применим к отношениям между Россией и Норвегией» (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

известия: Почему договор с Норвегией для нас так важен?

владимир титов: Он выводит на новые рубежи российско-норвежские отношения и сотрудничество на Севере в целом. В итоге 40-летних переговоров найдено справедливое и сбалансированное решение, отвечающее интересам России. Устанавливаются четкие границы суверенных прав и юрисдикции России и Норвегии. Они предусматривают продолжение сотрудничества в сфере рыболовства, определяют порядок совместной эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов. При этом открываются новые перспективы не только для освоения ресурсов, но и для сотрудничества по созданию производственных мощностей и инфраструктуры, для взаимных инвестиций в интересах развития наших северных регионов. Заключение договора вносит важный вклад в укрепление правового режима Арктики.

и: По мнению некоторых представителей рыболовецкого сообщества, Россия уступила часть пространств в спорной зоне, на которые могла претендовать. Насколько справедливы эти претензии?

титов: По договору чуть более 860 тысяч квадратных километров пространств в "большом морском" районе отходят к России и 510 тысяч - к Норвегии. Сам "спорный район" (175 тысяч квадратных километров) разграничивается примерно поровну. При этом России отошла большая часть "южного участка", которая, по оценкам, наиболее перспективна в ресурсном отношении. Договор также предусматривает уступку Норвегией "специального района" площадью около 3,4 тысячи квадратов. Эта часть морской акватории находится за пределами двухсот миль от российского берега, но мы получили возможность распространить на нее режим своей исключительной экономической зоны. Что касается рыболовства, то норвежские рыбаки, кстати, критикуют свое правительство за уступчивость на переговорах. Так что дискуссии идут с обеих сторон. Убежден, что результат переговоров для России хороший.

и: До сих пор Россия не признавала статус "рыбоохранной зоны" вокруг Шпицбергена. Каковы перспективы урегулирования этого вопроса?

титов: Россия и сейчас не признает установленную Норвегией в 1977 году в одностороннем порядке так называемую "рыбоохранную зону" вокруг Шпицбергена. Договор о разграничении никоим образом не меняет нашу позицию. Мы исходим из того, что за пределами территории архипелага действует режим открытого моря со всеми вытекающими последствиями для российской рыбопромысловой деятельности. Норвегия же считает себя вправе устанавливать в этом районе национальные правила рыболовства. Позиции сторон расходятся, но в интересах совместного режима управления общими рыбными запасами мы начали договариваться о гармонизации правил рыболовства, мер контроля и наказания за нарушения. Надежное обеспечение благоприятных условий работы российских рыбаков в западной части Баренцева моря, включая район Шпицбергена, остается нашей приоритетной задачей.

и: Считается, что раньше Россия проигрывала Норвегии в "рыбных войнах". Что меняется сейчас?

титов: Вряд ли термин "рыбные войны" применим к отношениям между Россией и Норвегией. Наши страны - давние партнеры в области рыболовства, которых объединяют интересы сохранения и устойчивого управления общими запасами ценных пород рыб в Баренцевом и Норвежском морях. Рыба мигрирует из норвежской в российскую зону и наоборот. На фоне истощения запасов рыбы во многих других регионах биоресурсы в нашем общем ареале растут. Понятно, что мы с норвежцами не только союзники в этой области, но и в чем-то конкуренты. Однако вопросы установления объемов общего допустимого улова по каждому виду рыбы, распределения долей сторон и урегулирования множества практических деталей эффективно решаются в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству.

и: Некоторые международники считают, что в свое время Россия напрасно отказалась от прав на "исторический сектор" Арктики, добровольно ограничив свою зону 200 милями.

титов: Правовое значение линии "полярных владений", установленной актами Российской империи и СССР, заключается в том, чтобы зафиксировать принадлежность нам всех сухопутных территорий, находящихся в Северном Ледовитом океане между восточной и западной "границами полярных владений", но не морских пространств в их пределах и не режима их использования. Именно в таком качестве эти границы известны мировому сообществу и признаны им. Причем ни Российская империя, ни СССР, ни Российская Федерация никогда не выдвигали претензий на обладание суверенными правами или юрисдикцией в отношении всего водного пространства и морского дна в пределах "полярных владений". Поэтому говорить о каком-либо отказе от прав вряд ли уместно.

и: Как идет обсуждение российской заявки в Комиссии по границам континентального шельфа?

титов: В 2001 году Россия первой из приарктических стран направила в комиссию представление о внешних границах своего шельфа. Рассмотрев нашу заявку в 2002 году, комиссия пришла к выводу: на основании представленных на том этапе данных классифицировать указанные участки дна Северного Ледовитого океана в качестве российского континентального шельфа нельзя. Возникла необходимость представить дополнительное обоснование. Его подготовка, включая проведение работ по сбору геодезических, научно-технических данных, продолжается. Заключение договора с Норвегией важно и в контексте установления внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, поскольку тем самым выполняется одна из рекомендаций в отношении российской заявки.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...